Найти тему
бывший работник

К вопросу о качестве окраски автомобилей

Больше сорока лет жизни в окраске кузовов легковых автомобилей даром не проходят. Хочется поделится прожитым, жизнь вся позади. Что то почитать в эту тему в интернете не получается. Или я искать не умею, или реально ничего нет. Большинство материалов фактических, с цифрами и значениями, составляют, конечно коммерческую тайну предприятия. Но уж столько всяких небылиц сейчас ходит про окраску автомобилей, что хочется немного показать, как вообще то красятся автомобили на заводах. Точнее говоря, красились 6 лет назад. Когда работал.

Очень похоже на проверку качества окраски двери на ГАЗе. И комбенизон с кепкой из антистатической ткани, и микрофибра, и камера. Но где снято, не знаю.
Очень похоже на проверку качества окраски двери на ГАЗе. И комбенизон с кепкой из антистатической ткани, и микрофибра, и камера. Но где снято, не знаю.

В окраске, как в политике и футболе, понимают все. Эта краска нитра, эта на сольвенте, а это водоэмульсионка. Что интересно, так думают и действуют люди, даже связанные с промышленной окраской кузовов автомобилей. Примеров полно. Один, очень даже нормальный мастер в нашем цеху, вполне легко и без сомнений смешал два разных по плёнкообразователю типа эмали при окраске полов на участке, и потом очень удивлялся, что не сохнет совсем. О ремонтных службах говорить вообще невозможно. Как будто в цехе окраски и спросить некого.

Немного про эмали для окраски

кузовов. Все ЛКМ делятся на две большие группы по способу формирования покрытия. Это обратимые и после сушки эмали, грунты и прочие. Обратимые ЛКМ — покрытия которых образуются после испарения растворителя из слоя на окрашенной поверхности и легко смываются соответствующим растворителем с неё. Самые известные из этой группы — материалы на основе нитроцеллюлозы. По ГОСТам обозначаются буквами НЦ. В настоящее время такие материалы для окраски кузовов автомобилей не применяются. Только в качестве ремонтных для локальной подкраски, и то не всегда. Но в своё время такими эмалями красились кузова «Чайки» с многократной окраской и полировкой.

Необратимые — это лакокрасочные материалы, которые требуют для отверждения покрытия соответствующей высокотемпературной сушки или применения катализаторов. Формирование плёнки в этом случае происходит вследствие химических реакций материалов, входящих в состав. Наиболее известны в быту алкидные материалы. Алкид — это аббревиатура от слов «спирт - alcohol » и «кислота - acid». В реакторах на химических заводах производится синтез алкидов из так называемых жирных кислот и многоатомных спиртов. При использовании глицерина эмали обозначаются индексом ГФ, при использовании пентаэритрита - ПФ. Полиспиртов и ненасыщенных жирных кислот в промыщленных масштабах производится много и разных. Соответственно, эта группа ЛКМ очень обширная и в наши времена. Все мы красим заборы эмалями ПФ-115 разных производителей. Это практически самый известный ныне материал из широко доступных для бытовых целей.

Для окраски кузовов легковых автомобилей в доперестроечные времена на наших автозаводах применялись эмали посложнее. Для большинства автолюбителей термины «фталевый ангидрид» и «меламин» ничего не говорят. Только с применением этих продуктов связано название группы материалов для финишной окраски и Жигулей, и Москвичей с Запорожцами, и Волг. Меламиноалкидные эмали МЛ-12, МЛ-197, и целая группа эмалей с индексом МЛ, долго были практически единственным типом ЛКМ для этих целей. Очень часто такие эмали называли «синтетическими», или просто «синтетика». Маркировкой ГФ и МЧ обозначались эмали и грунты классом пониже - глифталевые и мочевино-формальдегидные, предназначенные для менее ответственных целей.

На большинстве автозаводов в мире отделения для подготовки ЛКМ  к работе выглядят примерно так. Кроме тех , на которых эмаль производитель подаёт полностью готовой к процессу. Но такое возможно далеко не везде
На большинстве автозаводов в мире отделения для подготовки ЛКМ к работе выглядят примерно так. Кроме тех , на которых эмаль производитель подаёт полностью готовой к процессу. Но такое возможно далеко не везде

Отверждение, или говоря попроще, сушка таких эмалей, возможна только в специальных печах. В большинстве случаев с газовым нагревом.

Грунтовка, вторичный грунт,

иногда используется калька с немецкого языка — наполнитель. Это материал, который наносится по первичному грунту и является промежуточным слоем между ним и покрывными материалами. Выполняет второй грунт несколько функций. Во-первых, конечно, добавляет комплексу покрытия свою часть антикорррозионных свойств. Во-вторых, и это может быть не менее важным — способствует выравниванию поверхности металла кузова после механической обработки и шлифовки. Мелкие царапинки и риски после рихтовки, шероховатость металла, нормальный и качественный вторичный грунт должен их «скрадывать», делать менее заметными. И в-третьих, вторичный грунт должен служить как бы прокладкой под жёсткий, твердый слой верхней эмали или лака. Чтобы препятствовать образованию сколов комплекса ЛКП при механическом воздействии, слой вторичной грунтовки должен обладать взаимно противоположными свойствами — быть и достаточно жёстким, и в то же время мягким и эластичным.

Практически единственным типом до двухтысячных годов из вторичных грунтов была эпоксидно-алкидная грунтовка ЭП-0228 и её варианты. Адгезия к обоим смежным слоям была очень приличной, а вот насчёт выравнивания поверхности и антисколовых возможностей сказать ничего не могу, доказанного влияния на эти характеристики грунтов семейства ЭП я просто не знаю. Может их и вообще нет в природе. И с адгезией грунта к покрывным эмалям у меня в практике были такие чудеса, что и упоминать даже не хочется. Причину этих чудес я так и не узнал. Если кто-то и разобрался, то слава всем Богам, что ситуация не очень быстро, но исправилась.

Ещё одна особенность грунтовок ЭП. Несмотря на одно название и торговую марку, грунтовки двух лакокрасочных заводов, производящих в Союзе большую часть ЛКМ для автопрома, не очень дружили. Имели различные свойства при распылении, сушке, текучести. И даже иногда при смешивании приводили к массовым дефектам на покрытии. Как, впрочем и эмали разных производителей одного наименования и сделанные по одним ГОСТам. Чудеса.

Немного менее известна, но имеет место быть, роль второго грунта в формировании достойного внешнего вида покрытия. Влияние структуры поверхности, качества розлива при формировании плёнки грунта имеет значительное влияние на уровень так называемой «шагрени», или структуры, внешнего вида финишного покрытия.

Сушка грунтовки производится тоже в высокотемпературных проходных сушильных камерах тоннельного типа с газовым обогревом в большинстве случаев.

Растворители,

применяемые на автозаводах для корректировки вязкости раствора и эмали и второго грунта, оказывают очень большое влияние на процесс окраски. Эмали от производителей приходят в концентрированном виде и перед применением их доводят до рабочего состояния растворителями. Для синтетических эмалей и грунтов был разработан специальный растворитель, точнее разбавитель, Р 197 Позднее появились его модификации со своим наименованием. Сольвент нефтяной тоже вполне пригоден к работе с ними в домашних условиях. Хотя, к слову, сейчас в бутылочке с сольвентом может оказаться что угодно по составу.

  Из советской документации состав растворителей для нитроэмалей. То же должно быть и сейчас. В текущем производстве такие растворитедли применяются в большинстве случаев для промывки мелкого инструмента и деталей оборудования.
Из советской документации состав растворителей для нитроэмалей. То же должно быть и сейчас. В текущем производстве такие растворитедли применяются в большинстве случаев для промывки мелкого инструмента и деталей оборудования.

Состав сложных растворителей нестабилен по растворяющим свойствам, контролировать этот очень важный для цехов показатель нигде, насколько я знаю, не прописано. Тем не менее, по доступным к проверке все российские автозаводы делают входной контроль на летучесть, фракционный состав и ещё ряд показателей. Лучше всего бы проверить состав методом хроматографии, но это дорого, сложно, и не всегда доступно.

 Для примера, как выглядит хроматограмма
Для примера, как выглядит хроматограмма

На наших заводах колебания процесса подготовки ЛКМ к работе сглаживались опытным путём, что довольно эффективно при надлежащей квалификации персонала. Инофирмы поступают по другому. Очень долго прессуют поставщика материалов на стабильность процесса перед разрешением на работу, и обязывают его, поставщика, подавать растворители в комплекте с материалом. К тому же у производителя эмалей и грунтов всегда имеется в цехе автозавода набор специальных добавок для корректировки раствора ЛКМ при необходимости.

Авто
5,66 млн интересуются