Найти тему
Анна Тычук | Психолог

Задача отца - помочь ребёнку отделиться от матери

В теме сепарации ребёнка от матери часто говорят, что ребёнок должен отделиться от мамы, а мать должна отпустить его. И что проблемы с сепарацией обычно связаны именно с этим - что мать не может отпустить своего ребенка в его самостоятельную взрослую жизнь.

Но я как раз наблюдаю, что проблемы с сепарацией у взрослых людей в большей степени связаны с отцом, что не было такого отца, который нормально бы выполнял "отцовскую функцию". И не было кого-то другого, кто мог бы взять на себя эту функцию.

Потому что именно отец (не обязательно это делает именно реальный отец ребенка, эту функцию может выполнять и какой-то другой человек) - разделяет мать и ребенка. Именно фигура третьего помогает ребёнку отделиться от матери, выйти из слияния с мамой. И именно эта третья "отцовская фигура" ставит границы и для матери, чтобы та перестала "поглощать" своего ребёнка.

Именно для этого и есть такой феномен, как "эдипов конфликт". Когда ребёнок, выходя из слияния с мамой, начинает замечать отца, как другого человека, отличного от матери, который начинает вызывать сильные, противоречивые чувства. И этот момент как раз и важен для того, чтобы ребёнок мог отделиться от мамы.

Если есть кто-то, кто нормально выполняет "отцовскую функцию", то даже то, что мать в силу каких-то своих личных причин не может отпустить своего ребёнка - не становится нерушимой преградой для сепарации. Потому что отец - это тот, кто вводит границы и правила. И за счёт этого он помогает ребёнку и матери отделиться друг от друга, когда им уже пора выходить из слияния.

Поэтому именно отсутствие отца или кого-то другого, кто нормально бы выполнял отцовскую функцию - обычно и мешает человеку отделиться от матери. Из-за отсутствия отцовской функции - ребёнок остаётся в слиянии с матерью. Он не может из него выйти, особенно если мать "поглощающая", стремящаяся остаться в слиянии с ребёнком (а это как раз тоже бывает из-за того, что в психике матери не достаёт нормальной отцовской функции, в её детском опыте тоже не было такого отца, который мог бы ввести отцовскую, разделяющую функцию в её отношения с матерью).

И тогда часто для того, чтобы уже взрослый человек мог пройти сепарацию от своей мамы - нужно найти того, кто мог бы ввести "закон", правила и ограничения, мог бы какое-то время повыполнять отцовскую функцию. Чтобы через этот опыт, через его присвоение - человек мог бы постепенно допройти тот кризис, тот внутренний процесс сепарации, который он не смог пройти в детстве - из-за недостатка "функции отца" в его семье.

И именно поэтому в психотерапии предаётся такое важное значение - построению границ и договорённостей о правилах работы. Если терапевт позволяет клиенту приходить тогда, когда клиенту хочется, оплачивать, когда и так, как ему удобно, общаться в любое время между встречами, если терапевт не предлагает никаких правил и не создаёт здоровые границы между ним и клиентом - то он не даёт клиенту "отцовской функции".

И тогда, если у клиента есть дефицит или какой-то недостаток этой функции в психике, или если границы и правила в его детстве были какими-то "извращенными" (т.е. вводились только исключительно ради удобства родителей и не были направлены на создание у ребёнка чувства безопасности или, напротив, были чересчур сосредоточены вокруг нужд ребенка в ущерб родительских потребностей) - то терапия не сможет помочь клиенту этот дефицит восполнить, если терапевт не будет уделять достаточное внимание построению здоровых границ между ним и клиентом.

Правила, границы и договорённости о них - служат в терапии "символическим третьим" в отношениях между терапевтом и клиентом. Границы играют роль "символического отца", отделяющего терапевта и клиента, чтобы между ними не было слияния.

__________________________

Про услуги, которые я оказываю, как психолог: https://taplink.cc/anna.tychuk