Найти тему

Мы могли бы стать героями собственных книг. Дуга характера

Наличие интуиции и собственного понимания о прекрасном - это чудесно, но импровизация хороша тогда, когда изначально у вас всё же есть план. Потому продолжаю понемногу знакомиться с теорией литературы, чтобы в работе над первым своим романом сверяться с эталонами и не допускать совсем уж грубых ошибок новичков.

Сегодня заинтересовался термином "арка персонажа" (он же - "дуга характера"), который означает развитие характера протагониста по ходу повествования и, наряду с идеей, является одним из ключевых признаков хорошего произведения.

Почему упомянул о нас как о героях книг? Потому что мы преодолеваем собственные арки практически постоянно: видим цель - видим препятствия на пути к ней - становимся сильнее/умнее/выдержаннее - добиваемся результата. Например, тот я, который решил писать книгу, не будет равен тому, который её написал. Версия 2.0. должна стать совершеннее, увереннее в себе, с более развитым писательским навыком и с большим багажом знаний (скрестил пальцы на удачу)).

Арка персонажа - это "До и После"
Арка персонажа - это "До и После"

В книгах авторы идут на небольшую хитрость и предоставляют нам изначально слегка "бракованного" героя: он мямля или болтун, жмот или мот, трус или безбашенный храбрец - выбор пороков обширен и не поддаётся исчислению.

И вот этот камешек в сапоге будет мешать герою достичь желаемого (и, да - мечта у персонажа должна быть едва ли не с первых страниц). Чтобы пройти по своему мосту из радуги, нынешнему лузеру и будущему повелителю всего и вся предстоит хорошенько потрудиться.

Мотивация для развития героя. Часто - внешняя: угроза ему, близким, всему миру. Сторонние обстоятельства выступают стимулом для развития чаще всего, потому как, если за тобой кто-то гонится с топором, то и ты будешь бежать – волей или неволей. Так и с героями книг, которые вынуждены развиваться, чтобы спасти себя или близких. Реже встречается мотивация внутренняя. Такое бывает, к примеру, с "попаданцами", которые некогда (в прошлой жизни) были в зените мощи, славы, богатства, а теперь оказались на дне и хотят вернуться в комфортное для себя состояние небожителя. Но и у них вполне себе появляются на горизонте "мужики с топором" - от которых надо бежать, или которых надо догнать, попутно забрав топор.

Желание меняться может даже отсутствовать либо не осознаваться героем, но его "за рога и в стойло" тянут, куда следует, обстоятельства. Или – мнение близких людей. Например, девушка, в которую ГГ (главный герой) влюблён, видит его неприглядные черты характера и показывает своё "фи". Тут уж приходится доказывать избраннице свою хорошесть, чтобы добиться расположения и встречных чувств. В том числе - ГГ может надеть маску, которая постепенно прирастёт. Или отпадёт, открывая всё то же отталкивающее злодейское лицо. Но желание меняться может быть и внутренней потребностью - жаждой взобраться на вершину, стать самым-самым.

Инструменты. Если протагонист имеет опыт восхождения на вершину - он, без зазрения совести, пользуется старыми наработками, адаптирует их к новым обстоятельствам: неизвестные в этом мире руны, особая магия, уникальные знания, глубокое понимание всего и вся. Рецепт пороха, наконец. Если же персонаж проходит этот путь впервые - он находит наставника (старого мастера, древний или, наоборот, - суперсовременный искусственный интеллект, либо получает внезапно некие ультимативные (возможно - лишь потенциально) способности.

Попадая в различные ситуации, взаимодействуя со второстепенными персонажами, ведя внутренний монолог, в конце-то концов, герой постепенно избавляется от своего изъяна: молчун превращается в искусного оратора, трус - в храбреца, глупец - умнеет, наивный - хитреет и так далее. А обретённые знания, силы, мастерство позволяют нашему герою решить проблему, об которую он разбил лоб в начале книги. Арка закрыта)