Найти тему

Женские образы в графике Александра Дейнеки. Часть II.

Женские образы в творчестве Александра Дейнеки весьма разнообразны. Особенно это хорошо видно на примере его графических листов. Данный текст будет про то,как по разному трактует Дейнека образ советских женщин и иностранок.

Плакат «Физкультурница» 1933 год.
Плакат «Физкультурница» 1933 год.

Художник, по словам одного из критиков : «Показывал наших новых людей, особенно девушек, просто одетых, энергичных, стройных и очень здоровых, показывал их в работе, в спорте, ухаживающими за детьми в яслях, в библиотеке за чтением книг, показывал в текстильных цехах полновластными хозяйками среди множеств машин и станков. Такими простыми, энергичными и умными хотели видеть мы наших подруг, находя в рисунках Дейнеки, так сказать, свой и характерный для многих идеал».

Обложка журнала « Прожектор» 1926 год.
Обложка журнала « Прожектор» 1926 год.

11 декабря 1934 года газета «Вечерняя Москва» сообщила, что накануне художник Александр Дейнека отправился в продолжительную поездку по США, Франции и Италии. В зарубежную поездку он был направлен организаторами большой выставки «Советское искусство», которая должна была открыться в конце того же месяца в Филадельфии, а затем в течение двух лет демонстрироваться во многих городах США.

Наброски из поездки по США.
Наброски из поездки по США.

На сотнях набросков, которые Дейнека сделал за время пребывания в Америке, есть многочисленные изображения женщин разных классов и рас.

Наброски из поездки по США.
Наброски из поездки по США.

Однако в основном «американские» работы Дейнеки не критикуют классовый подход ,а отражают американскую действительность

Наброски из поездки по США.
Наброски из поездки по США.

В натурных рисунках Дейнеки нередко отражается то, что тщательно отфильтровывается в основном его творчестве или даже вступает с ним в противоречие. И действительно,в своих масштабных полотнах Дейнека одевает героев в «универсальный костюм». Отчасти такой условный костюм соответствовал правде жизни.С другой стороны, именно этот аскетизм, отказ от всех мелочей и деталей, работает в пользу героизации его персонажей.

Обложка журнала «Даешь».
Обложка журнала «Даешь».

Конкретные же костюмы реальных людей нашли своё отражение именно в графике художника. В его зарисовках из послевоенной Австрии много внимания уделено тому,как одеваются женщины. В основном в послевоенное время Европа одевалась в то, что можно было купить на барахолке, в перелицованные военные мундиры и перешитые довоенные вещи.

Из «Венского альбома» 1947 год.
Из «Венского альбома» 1947 год.

Сильно бросается в глаза многоцветность женских нарядов, столь заметная в сравнении с колористическим аскетизмом советской одежды, изменить который должен был перевод экономики на мирные рельсы и тщательно разработанная система моделирования одежды.

Из «Венского альбома» 1947 год.
Из «Венского альбома» 1947 год.

В 1944 году был открыт Московский Дом моделей одежды, в 1945-ом - Ленинградский. Еще через два года возобновился регулярный выпуск журналов мод, а к началу 1950-х СССР начал демонстрировать отечественные изделия на международных конкурсах.

Из «Венского альбома» 1947 год.
Из «Венского альбома» 1947 год.

Художники нередко входили в состав художественных советов, проводивших отбор вещей для таких выставок. Несколько раз в такой худсовет входил и Дейнека.

Продолжение следует…

Первую часть статьи можно прочесть здесь 👉

«Дейнека. Графика». Издательская программа «ИНТЕРРОСА», Москва, 2009 год.

-10