Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Критика и обратная связь: в чем разница

Оглавление

Из этой статьи вы узнаете:

1) как понять, вас критикуют или дают обратную связь? 3 фундаментальных отличия.

2) Формула из 4 шагов, как давать обратную связь, а не критиковать человека. Если станете применять, вашего мнения будут спрашивать!

Критика и обратная связь: 3 отличия

1. Обратная связь даётся по запросу, критика - без запроса.

Обратная связь даётся, когда вы сами спросили мнение. Когда вы открыты и готовы услышать.

Примеры вопросов для обратной связи

Как ты думаешь, стоит ли мне?..

Как ты считаешь, надо ли мне исправить...?

Как на мне сидит это платье, по твоему мнению?..

Критика даётся без запроса. Вы не спрашивали - вам всё равно сказали. И не важно, что вы не хотели или не готовы были это услышать.

2. Обратная связь даётся без ожидания ответной реакции, критик ждёт реакцию

Обратная связь: человек не ждёт, что вы в ответ для него что-то сделаете, он просто делится, потому что хочет сделать вас лучше (и вы об этом попросили, пункт 1).

Критика: человек ждёт реакции (игнор его выбесит!), он хочет зацепить.

3. У них разная "формула" - то, как формулируется

Как правильно давать обратную связь?

Вот эти 4 шага

ОСВК - обратная связь высокого качества даётся по такой "формуле":

1) сначала нужно сказать, что хорошо, что получается (даже изначально спрашивают про то, что плохо)

2) потом говорится про то, что можно было бы улучшить! Не что плохо получилось в этот раз, а что можно было бы в следующий раз сделать лучше.

3) затем предлагаются решения, как это можно улучшить: прочитать такую-то книгу, пройти такой-то курс, познакомиться с такими-то человеком...

4) человек, который даёт обратную связь, прям может предложить свою помощь! Готов посодействовать.

-2

После обратной связи вы чувствуете себя хорошо, вам хочется стать/сделать ещё лучше! Вы знаете, что справитесь.

Как понять, что вас критикуют?

1) не говорится ничего хорошего, сразу - негатив: это плохо, это не так, тут фигня

2) делается вид, что вам помогают, но это не про то, как вам стать лучше, а про то, как "загасить", чтобы вы вообще больше не высовывались

3) критик не утруждает себя подбором вежливых формулировок, говорит "как есть", ведь он "прямолинейный человек".

На самом деле, даже не зная формулы ОСВК, человек, который не хочет обидеть, будет извиваться, но смягчит речь, найдёт обтекаемые формулировки.

Критик не станет об этом переживать.

4) критик не готов помогать, его задача слить на вас недовольство, а не улучшить что-то.

-3

После критики вы чувствуете себя плохо, хочется закрыться, спрятаться и ничего не делать

Вывод: чтобы эффективно общаться, нужно отличать обратную связь от критики; останавливать, если вас критикуют и запрашивать обратную связь; а также самим уметь давать её правильно.

Как вам эта статья? Чего не хватило? Что можно добавить, на ваш взгляд?

Автор: Радостная Елизавета Борисовна
Психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru