Одними из главных задач подросткового возраста являются достижение автономии от взрослых и становление собственной идентичности.
Кризисным этот период называют потому, что до определенного времени происходили незаметные, микроскопические изменения. Ребенок развивался, изменения накапливались, в том числе несогласие со взрослыми, противоречия, конфликты.
В определенный момент, плотина, которая до сих пор справлялась с напряжением, прорывается. В результате, любое незначительное событие, в результате скачкообразного формирования новообразований, влекут за забой взрыв.
Часто выражающееся в виде протеста.
В зависимости от сложившейся системы воспитания, события развиваются, конечно, по-разному.
Но в медианной семье чаще всего действует примерно один сценарий – взрослеющая личность испытывает субъективные переживания угрозы потери свободы, достоинства, своих ценностей.
Обычно конфликт разворачивается именно вокруг экранного времени, возможно, трансформации отношений к учебной деятельности, в сторону погружения в цифровую среду.
Родители пытаются своего ребенка как-то вытаскивать.
Но неэффективные методы дают обратный результат. Ярко выраженная потребность освобождения от опеки взрослых и сложившихся правил, а часто и ценностей, не просто прорывает плотину.
Ситуация приобретает неуправляемый всплеск, когда огромная волна сносит все на своем пути.
То есть взрослые видят проблему, запускают воспитательную машину.
При этом стремление к независимости толкает подростка к отпору, причем очень жесткому.
Что проявляется в виде протеста. Именно этот процесс мы обычно называем кризис.
Просто потому, что раньше вас слушали и выполняли спускаемые сверху задачи. В том числе в вопросах экранного времени. Но теперь все, происходит разворот в сторону сверстников, родители больше не указ. Взрослеющий человек хочет принимать собственные решения.
При этом чем жестче и авторитарней приемы, чтобы добиться послушания и сохранить гомеостаз семейной системы, тем серьезнее могут быть протестные реакции.
Мы хотим как было, но так уже не будет никогда.
И чем раньше семья это поймет, тем быстрее вы перейдете к модели обучения практическим навыками управления своей собственной жизнью, способности к индивидуальному существованию и развитию.
Подростки являются наименее защищенной социальной группой. Часто подверженной дискриминиации, нарушению прав.
Запрет экранного времени в таком возрасте воспринимается очень болезненно.
Семья получает естественную реакцию – вербальную или косвенную агрессию, часто переходящая в физическую. Так мы начинаем буквально драться со своими детьми, вырывать из рук гаджеты и ноутбуки.
Но получаем лишь выход на новый виток эскалации конфликта, дети просто реагируют усилением протестных настроений. А взрослые превращаются в тех, кто «уже давно не в теме» и «отстал от реальности».
В отношениях бушует раздражительность, обида, чувство вины, подозрительность, чрезмерный контроль, недоверие друг к другу.
Так мы теряем хоть какой-то контакт, возможность влиять.
Часто тинейджер оказывается просто один на льдине, отколовшись от своей семьи.
На этом этапе могут встречаться резкие изменения в поведении, снижение успеваемости, потеря интереса к учебе. Взрослым надо спокойно реагировать на проявления упрямства, своеволия, отрицательного отношения к их требованиям.
Этот период называют «кризис независимости». Дети испытывают переживания своего внутреннего мира, при этом стараются закрыть его от родных. Появляется требование «не лезть ему в душу».
При этом, чем больше ваш сын или дочь чувствует, что его потребности и интересы игнорируются, чем больше межличностных и внутриличностных конфликтов, травмирующих ситуаций, - тем больше происходит отдаление от взрослых.
К подобному поведению толкает и чувство недовольства, когда приходит понимание различий, связанных с социальным неравенством.
А дальше дети в психологически неустойчивых, депрессивных, состояниях попадают на улицах цифрового города.
При этом, как бы громко они не заявляли о своей независимости, это в какой-то степени еще не уверенный в себе ребенок, обидчивый, стремящийся заслужить любовь окружающих, быть принятым, эмоционально незрелый.
Цепляющий и присваивающий себе новые идеи, часто зависимый от выбранного авторитета.
«Я взрослый, я все решаю сам!» в очередном скандале произносит тинейджер. Но попадает в токсичную среду, часто становясь объектом манипуляций, попадает в деструктивные сообщества, под влияние неизвестных людей, вовлекается в экстремистскую деятельность.
Подросток, подписавшись на какой-то паблик, начинает ежедневно видеть в ленте его контент.
Главная опасность - эта информация системно начинает воздействовать на сознание.
При этом дети скрывают эту часть внутреннего мира, без способности рефлексировать собственные переживания.
И ситуация часто полностью выходит из-под контроля, в результате воздействие на сознание формируется асоциальное мышление.
А дальше и поведение.
Это серьезнейшая проблема, с которой, возможно, многие семьи сейчас пытаются справиться, найти выход, преодолеть этот кризис и помочь.
Цифровое поколение и родительское сообщество сталкивается с вызовами эпохи.
В этом блоке обсудим педагогические приемы, которые помогут вам, оставаясь рядом с бунтующим и неуправляемым человеком, учиться взаимодействовать с потоком не всегда контролируемой информации и манипуляциями в интернете, развивать навык критического мышления.