Сергей Довлатов однажды сказал, что в любой работе есть место творчеству. Предпроектная оценка, финансовое моделирование, разработка графиков на самом деле весьма творческая работа. А презентации, инструкции и регламенты! Это только на первый взгляд скучно и неинтересно. Иногда ощущаешь себя режиссёром-сценаристом или писателем.
Изучая разные источники информации, в том числе и в поисках вдохновения, иногда наталкиваешься на методы и подходы, которые используются в других сферах и невольно замечаешь сходство с тем, как происходит разработка и построение графиков, бюджетов и моделей.
Метод 5W
Например, знаком ли вам метод 5W? Оказывается, он применяется не только в журналистике, но и маркетинге.
Метод 5W – 5 вопросов, которые начинаются с W:
· Who (кто?)
· What (что?)
· When (когда?)
· Where (где?)
· Why (почему?)
Метод представляется весьма универсальным. Его можно применять и при разработке бюджетов. Посмотрим на примере.
5W и бюджет проекта
Исходные данные: требуется разработать бюджет дочернего общества.
Вопрос 1: кто? В нашем случае – инициатор открытия дочернего общества – подразделение, которое отвечает за продажу готовой продукции. Это подразделение будет источником исходных данных для подготовки финансовой модели и участвовать в разработке и согласовании допущений.
Вопрос 2: что? Дочернее общество, которое занимается реализацией готовой продукции или консалтингом. Исходя из специфики формируется предварительная структура статей бюджета, которая позволит описать деятельность компании.
Вопрос 3: когда? Ответ на этот вопрос позволит найти ответы, когда планируется открытие и на какой период необходимо сформировать плановые показатели.
Вопрос 4: где? Определение места регистрации дочернего общества позволит учесть нюансы, которые связана с локацией. Например, налоговый режим, требования к минимальному размеру уставного капитала, размеры заработной платы и требования к социальному пакету и многое другое.
Вопрос 5: почему? Почему такой объем затрат? Почему такой порядок оплаты? Почему нет обоснований? Рассматривая бюджет под лупой «Почему?» находят «узкие» места, которые нужно или корректировать, или уметь объяснить. Особенно, если бюджет направляется в кредитные организации или выносится на Совет Директоров. В этом случае будут копать и рассматривать каждую статью под лупой увеличенной мощности. От качества и скорости ответов зависит получение финансирования.
Вывод
Даже в других областях, казалось бы не связанных с графиками и финансами (хотя все вокруг –графики и финансы) можно найти вдохновение, чтобы взглянуть на свою работу по-новому.
Автор: Вера Питинова