Понятие «копинг», «совладание со стрессом», происходит от англ, coping – совладание, преодоление. Впервые термин «копинг» был использован в 1962 г. Л. Мерфи. Исследователь изучал способы преодоления детьми требований, выдвигаемых кризисами развития. В своей работе автор выделил врожденные и приобретенные формы поведения индивидуума в процессе приспособления к стрессовой ситуации. Последние были обозначены термином «копинг».
В последующем понимание копинг-стратегий было связано с исследованием психологического стресса. В 1996 г. в книге «Психологический стресс и процесс совладание с ним» Р. Лазарус определял копинг как стратегию совладания со специфическими внешними и внутренними требованиями, которые оцениваются человеком как чрезмерные или превышающие ресурсы.
Копинг рассматривался в качестве ключевого звена стресса, а именно – как стабилизирующий фактор, который может помочь личности поддерживать психосоциальную адаптацию в период воздействия стресса.
В настоящее время выделают три основных подхода к пониманию термина «копинг».
1. Первый, наиболее ранний подход, берет свое начало в работах представителей психоаналитического направления (Н. Хаан, Д. Паркер, Н. Эндлер). Совладающее поведение в этой концепции рассматривается как один из способов психологической защиты, направленный на продуктивную адаптацию личности в затруднительных ситуациях, к которому индивид прибегает, чтобы избавиться от внутреннего напряжения. Совладание изучалось с позиции психического развития личности и соотнесение его со способом, с помощью которого личность управляет своим эмоциональным состоянием при возникновении психического дискомфорта. Сторонники этого подхода считали, что бессознательные выученные механизмы защиты отвечают за регуляцию эмоционального состояния. В процессе развития и взросления человек использует все более зрелые механизмы защиты, а реагирование на стресс носит все больше произвольный характер. Подытоживая все выше сказанное, можно говорить о том, что у многих исследователей понимание защиты приближается к пониманию преодоления как стиля защиты.
2. Ситуационный или динамический подход. Р. Лазарус и С. Фолкман разработали когнитивно-феноменологическую теорию совладания со стрессом, которая относится ко второму подходу. В этой теории копинг выступает, как когнитивные и поведенческие усилия личности, направленные на снижение влияния стресса. Авторы этого подхода считают, что копинг представляет собой стремление к решению трудностей, которые предпринимает индивид, если эти требования имеют большое значение для его хорошего самочувствия, в результате чего активируются адаптивные возможности. Таким образом, копинг здесь изучается как деятельность личности по поддерживанию баланса между требованиями окружающей среды и ресурсами, удовлетворяющими этим требованиям.
3. Диспозиционный подход отражен в работах зарубежных исследователей (М. Миллера, Р. Моос, Х. Крон и др.). Здесь совладание обусловлено личностными предпосылками, предопределяющими реакцию человека на тот или иной стрессовый фактор. Согласно этой концепции, именно устойчивые личностные черты индивида являются основным фактором, который предопределяет выбор того или иного способа поведения в стрессовой ситуации. Сторонники этого подхода считают, что совладающее со стрессом поведение является в большей степени индивидуальным стилем поведения личности. Совладание относительно стабильно во времени, тесно связано с чертами личности и мало зависит от типа стрессора. Р. Моос, А. Биллинг выделили три способа совладания со стрессовыми ситуациями: избегание, оценка ситуации, вмешательство в ситуацию. Р. Моос выделает активные и пассивные способы реагирования на стресс. Первые считаются проявлением конструктивного поведения, вторые неконструктивного.
М. Перре считал, что копинг – это сугубо адаптивная реакция человека, на требования окружающей среды, оценивающийся личностью, как превышающие возможности человека. Такие авторы, как Г. Вебер, Д. Максвелл, Р. Моллика определяли «совладающие поведение», как комплекс взаимосвязанных навыков, необходимые для качественного управления ситуациями любой степени сложности, в частности сюда относят приспособление к болезни, как угрозе личностному, физическому и социальному благополучию.
В российской психологии такое явление как копинг нашло отражение в работах К. И. Воробьева, Т. Л. Крюкова, Е. В. Битюцкая, Е. А. Трифонова и др. У отечественных исследователей нет общего подхода к переводу английского «coping». В психологических исследованиях можно встретить такие понятия как «купирование стресса» (Л. А. Китаев-Смык), «преодоление» (В. А. Бодров), «совладание» (Л. И. Аницыферова, Т. Л Крюкова). Многие авторы используют понятие копинг, понимая его как совладающее, адаптивное поведение. Таким образом, эти термины можно использовать как синонимы.
Современные исследования отечественных ученых по проблеме копинга имеют различные направления. Е. Н. Юрасова изучала различия в уровне развития механизмов совладания у студентов-психологов и студентов-педагогов, а также показывала их влияние на состояние нервно-психического здоровья.
Выполненные Т. А. Даниловой и С. А. Лигер исследования посвящены изучению копинг-поведения здоровых лиц и оценке влияния копинг-поведения специалистов на профессиональную деятельность. С. А. Лигер исследовала психологические особенности копинг-поведения молодых врачей в первые годы их профессиональной деятельности и студентов медиков первого года обучения.
В исследовании копинг-стратегий мы опирались на определение Т. Л. Крюковой. Она рассматривает копинг-стратегии как механизм, используемый человеком в стрессовых ситуациях с целью адаптации к новым условиям, который включает в себя систему целеполагающих действий, прогнозирование результатов, создание новых выходов и решений проблемной ситуации. В этом понятии объединены когнитивные, поведенческие и эмоциональные стратегии.
С целью преодоления стрессовых, конфликтных ситуаций личность использует разнообразные копинг-стратегии на основе личностного опыта. Н. А. Сирота, В. М. Ялтонский рассматривают совладающее поведение как результат взаимодействия копинг-стратегий и копинг-ресурсов (личностных ресурсов). Копинг-стратегии – это осознанное использование человеком приемов совладания с трудными ситуациями, состояниями. Копинг-ресурсы – относительно стабильные характеристики людей, способствующие развитию способов совладания с ним.
В работах Н. А. Сироты, В. М. Ялтонского, Р. Лазаруса и др. было выявлено, что от того насколько развиты копинг-ресурсы будет зависеть успешность адаптации к жизненным стрессам. Низкое развитие копинг-ресурсов приводит к пассивному, дезадаптивному копинг-поведению.
С. Фолкман выделил виды копинг-ресурсов: физические (выносливость, здоровье, работоспособность и др), психологические (самооценка, воля, мораль, локус контроля, убеждения), социальные (семья, друзья и другие виды социальной поддерживающей системы). Все эти виды он поделил на два вида копинг-ресурсов: личностные и средовые.
Личностные ресурсы включают в себя ресурсы когнитивной сферы (возможности, позволяющие оценивать воздействие социальной среды); ресурсы самосознания (Я-концепция, представления человека о себе); ценностно-мотивационную структуру личности; позицию человека по отношению к смерти, жизни, любви, одиночеству, вере; духовность человека; конкретные личностные качества, свойства (внутренний локус контроля, аффилиация, эмпатия, социальная компетентность). Ресурсы социальной среды связаны с системой социальной поддержки (окружение, в котором живет человек: семья, общество) и социально-поддерживающим процессом (умение находить, принимать, оказывать социальную поддержку).
Р. Лазарус и С. Фолкман отмечают, что копинг выполняет две основные функции: регуляцию эмоций (копинг, нацеленный на эмоции) и управления проблемами, вызывающими дистресс (копинг, нацеленный на проблему). Обе эти функции используются человеком в большинстве стрессовых ситуаций.
По проблеме копинг-стратегий нет единой классификации. Существует несколько довольно известных. Р. Лазарус и С. Фолкман предложили свою дихотомическую классификацию копинг-стратегий выделив их следующие направленности:
– проблемно-фокусированные стратегии, ориентированные на решение проблемы (11 копинг действий). Эти стратегии позволяют путем когнитивной переоценки того или иного события совладать с различными реакциями, имеющие средовую природу;
– эмоционально-фокусированные стратегии, ориентированные на стабилизацию эмоциональных переживаний (62 копинговых действия). Эти стратегии включают в себя мысли и действия, которые помогают снизить негативное влияние стрессового события на личность.
Авторы выделяют восемь основных копинг-стратегий, которые условно разделяют на четыре группы:
1 группа. Эти стратегии предполагают активные попытки человека самостоятельно разрешить ситуацию:
– планирование решения проблемы – человек прилагает определенные усилия для разрешения сложившейся ситуации, включает аналитический подход к решению проблемы;
– конфронтационный копинг – эта стратегия включает в себя агрессивные усилия для изменения ситуации;
– принятие ответственности – заключается в принятии человеком своей роли в возникновении ситуации и попытки ее разрешить.
2 группа. Данные стратегии человек применяет, чтобы контролировать собственное состояние. Его изменение является способом выхода из стрессовой ситуации:
– самоконтроль – сюда относятся прилагаемые усилия человека, чтобы контролировать свои эмоции и действия относительно сложившейся ситуации;
– положительная переоценка – поиск положительных сторон в сложившейся ситуации.
3 группа. Используя эти стратегии, человек демонстрирует желание уйти от ситуации, отсутствие попыток ее разрешить:
– дистанцирование – когнитивные усилия, которые направленны на отделение от ситуации и уменьшение ее значимости;
– бегство-избегание – усилия, направленные на бегство от проблемы.
4 группа. Решение проблемы человек ищет со стороны, нет попыток самостоятельно ее разрешить:
– поиск социальной поддержки – предполагает обращение за помощью к окружающим.
Р. Моос и П. Шеффер создали похожую классификацию, но определили всего три основные стратегии:
– фокус на оценке – установление ее значения для себя;
– фокус на проблеме – принятие решений и совершение конкретных действий для разрешения ситуации;
– фокус на эмоциях – управление своими чувствами и способность поддерживать баланс.
Наиболее часто применяемые стратегии объединяются в стили совладающего поведения, более устойчивые, обобщенные личностные образования. Т. Л. Крюкова подчеркивает, что исследователи сходятся на выделении трех базовых стилей:
1) Проблемно-ориентированный стиль, направленный на рациональный анализ проблемы, связан с созданием и выполнением плана разрешения трудной ситуации и проявляется в таких формах поведения, как самостоятельный анализ случившегося, обращение за помощью к другим, поиск дополнительной информации;
2) Эмоционально-ориентированный стиль является следствием эмоционального реагирования на ситуацию и проявляется в виде погружения в собственные переживания, самообвинении, вовлечении других в свои переживания;
3) Избегание как стиль совладания проявляется в виде ухода от проблемы, попыток не думать о проблеме вообще, желания забыться во сне, растворить свои невзгоды в алкоголе или компенсировать отрицательные эмоции едой, спрятаться за спиной компетентных людей, гарантирующих социальную поддержку. Нередко это поведение характеризуются наивной, инфантильной оценкой происходящего. Однако порой избегание есть проявление антиципации угрозы и осторожное поведение.
Исследователи Л. Перлин и С. Шулер выделили такие стратегии: стратегия изменения способа видения проблемы, стратегия изменения проблемы, стратегия управления эмоциональным дистрессом. И. М. Никольская и Р. М. Грановская выделали три большие группы копинг-стратегий, проходящих на следующих уровнях: поведение, эмоциональная проработка и познание.
В результате изучения научной литературы можно сказать о том, что многие авторы строят свои классификации по принципу модальности, где копинг-стратегии выделяют в зависимости от процессов, лежащих в основе их природы, в частности когнитивные, эмоциональные, поведенческие. Итак, одни копинг стратегии предполагают активность личности, они более гибкие, конструктивные, другие могут отличаться крайне пассивностью, ригидностью и даже дезактивировать человека.
Таким образом, копинг-стратегии — это механизм, используемый человеком в стрессовых ситуациях с целью адаптации к новым условиям, который включает в себя систему целеполагающих действий, прогнозирование результатов, создание новых выходов и решений проблемной ситуации. Копинг-стратегии могут носить адаптивный и дезадаптивный характер. Основной целью данного механизма – справиться с ситуацией, помочь адаптироваться к требованиям ситуации, постараться избежать или привыкнуть к ним и таким образом погасить негативное действие ситуации.