Найти тему

ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ МАРКИРОВКИ ПИВА И СЛАБОАЛКОГОЛЬНЫХ НАПИТКОВ В 2024 ГОДУ

Оглавление
Основные аспекты маркировки пива и слабоалкогольных напитков в 2024 году
Основные аспекты маркировки пива и слабоалкогольных напитков в 2024 году

Маркировка пива включает в себя применение кода Data Matrix на кегах или потребительской упаковке напитков. В этом коде содержится информация о производителях и сроках производства. Производитель или импортер обязан регистрировать каждый код в системе маркировки, вводя товар в оборот.

Обязательная маркировка пива и слабоалкогольных напитков для производителей и импортеров началась в 2023 году и прошла два этапа:

  • С 1 апреля 2023 года — маркировка пива в кегах;
  • С 1 октября 2023 года — маркировка аналогичных напитков в стеклянной и ПЭТ упаковке.
  • Последний этап начнется 15 января 2024 года — производители обязаны маркировать пиво, выпускаемое в иных видах упаковки, не перечисленных выше. Например, в алюминиевых банках.

Методология маркировки пива отличается от других товарных групп тем, что розничное звено присоединяется к системе после производителей, минуя оптовых посредников. Единственной обязанностью опта пока будет проверка закупленного товара, чтобы убедиться в том, что он действительно промаркирован.

На данный момент не планируется вводить обязательный обмен фактурами с кодами маркированных товаров по ЭДО по цепочке производитель - опт - розница, как это уже работает в других товарных группах.

Сроки по маркировке пива для розницы в 2024 году
Сроки по маркировке пива для розницы в 2024 году

Какое пиво будут маркировать?

Коды продукции, которая подлежит маркировке
Коды продукции, которая подлежит маркировке

Не подлежат маркировке:

  • Безалкогольное пиво ТН ВЭД ЕАЭС: 2202 91 000 0.
  • Танковое пиво (форфасное, бойлерное) ― пиво, которое не фасуется в потребительскую или транспортную тару.

Как отчитываться о постановке тары на кран

После присоединения емкости к крану необходимо просканировать штрих-код маркировки пива и предоставить соответствующий отчетный документ. Указанные требования начинают действовать с 15 числа января. Отчет нужно отправить не позже, чем до окончания следующего рабочего дня. Сроки передачи отчетности не зависят от графика работы заведения. По умолчанию рабочими считаются дни с понедельника по пятницу.

В отчетном документе нужно перечислить:

  • ИНН магазина или заведения HoReCa.
  • Для организаций: КПП.
  • Для ИП: адрес установки тары.
  • Дату установки тары на кран.
  • Индивидуальный код маркировки.
  • Оставшийся срок годности товара.

Отчет может включать данные о нескольких кегах, проданных за смену или выходные. Создание и отправка отчета может осуществляться через "Честный ЗНАК" или систему учета товаров, подключенную к нему через API. Для удобства работы с отчетами на складе рекомендуется использовать терминалы сбора данных.

💡 Важно отметить, что продажа немаркированного пива разрешена только до 1 апреля 2024 года. До этой даты предпринимателям необходимо изъять всю немаркированную тару из обращения, в противном случае непроданные запасы придется утилизировать.

Существует два способа отправки указанных данных:

  1. Напрямую через личный кабинет в ГИС МТ.
  2. В любом другом ПО пользователя, которое работает с ГИС МТ по API. Это может быть товароучётная или кассовая программа.

На какую часть кеги будет наносится код маркировки?

Согласно рекомендациям “Честного знака”, код можно нанести на:

  • Укупорочное средство (в том числе термоусадочный колпачок или крышку-пломбу);
  • Внутреннюю или внешнюю поверхность обечайки или плечо кега;
  • Внешнюю поверхность или упаковку полимерного кега.

Главное условие — код должен быть нанесен так, чтобы его нельзя было удалить без повреждения и использовать повторно.

Взаимодействие системы маркировки пива и ЕГАИС

Система маркировки будет передавать фискальные чеки в ЕГАИС. Таким образом будет сразу вестись учет реализации фактически проданного пива.

Однако при продаже разливного пива всегда есть остатки, которые не проходят через кассу — например, при “проливе” или списании по истечении срока годности. Такое пиво нужно будет списывать актом в ЕГАИС. Отправлять информацию об этом списании в систему маркировки не нужно.

Как организовать продажу разливного пива с 15 января 2024

С начала третьей недели января меняется формат оформления чеков при продаже разливного пива. В новых чеках необходимо указывать код маркировки и объем напитка. Важно избегать ошибок при определении, из какого именно крана и кега произведено наливное пиво. Для предотвращения ошибок при обширном ассортименте продукции рекомендуется использовать системы автоматизации бизнес-процессов.

Чтобы отчетность о продажах автоматически передавалась в учетную систему, владелец бизнеса должен заключить соглашение с ОФД. Тогда после генерации чека в отчете отразится частичное выбытие тары указанного объема. В кассовых чеках нужно указывать данные по каждому проливу. Иначе заведение может получить штраф за нарушение порядка передачи отчетности.

Учет при предварительном розливе пива

Многие магазины самостоятельно разливают пиво по бутылкам. На потребительскую тару они наклеивают штрихкоды, по которым товар можно пробить на кассе. В этом случае в холодильнике хранятся бутылки с одним сортом, разлитым из разных кегов. С 2024 года магазины должны будут учитывать, из какой именно тары наполнена каждая бутылка.

Чтобы не нарушать требования, магазины должны идентифицировать разлитое по бутылкам пиво. Для решения этой задачи можно использовать стикеры с внутренними кодами, по которым можно определить кран и тару. Так можно передавать корректные отчеты и избежать штрафов.

Что делать с потерями пива при розливе

Во время эксперимента выяснилось, что объем проданного товара часто не совпадает с объемом тары. Это связано с проливом, пробой, появлением пены, недоливом со стороны производителя. У участников рынка возникли вопросы, как правильно отражать потери в отчетах.

Во время эксперимента эксперимента стало ясно, что зачастую объем реализуемого товара не соответствует объему упаковки. Это может быть вызвано разливом, пробой, образованием пены или недостаточностью со стороны производителя. У участников рынка возникают вопросы о том, как корректно учитываются ошибки в отчетах.

По новым правилам нужно отчитываться только о проданном объеме. Информацию о потерях или непроданных остатках в «Честный ЗНАК» можно не передавать. Но в ЕГАИС требуется списывать пустую тару по экземплярам.

Упрощенная система отчетности для предприятий общественного питания

С 2024 года рестораны и бары будут обязаны отчитываться о продаже пива на розлив. В HoReCa действует упрощенный порядок идентификации. Вместо маркировки в чеках разрешено указывать GTIN товара. Это значительно упрощает ведение отчетности. Ресторанам и барам не нужно будет вести учет по кегам и отслеживать сложную схему переключения. Можно просто привязать GTIN к разным сортам пива. Тогда учетные данные будут автоматически подставляться в кассовые чеки.

Передача отчетности о постановке на кран является обязательной для заведений. Но оформлять их разрешается в упрощенном виде, указывая GTIN вместо информации о маркировке. Отчеты о постановке можно отправлять вместе с отчетом о вскрытии тары для ЕГАИС.

Инструкция по приемке пива в кегах для розницы

С 1 апреля 2023 года производители переносят коды маркировки на кеги. У поставщиков имеются упаковки с уже нанесенными маркировочными кодами, а также те, которые не имеют маркировки. После отгрузки партии принимающая сторона обязана провести проверку штрихкодов.

Какую информацию следует проверить:

  • Наличие этикеток на упаковках;
  • Подлинность нанесенной этикетки;
  • Активный статус «товар в обороте».

Действующие требования ЕГАИС для розницы

Введение обязательной маркировки пива не отменяет действие ЕГАИС. Бизнесмены по-прежнему обязаны отчитываться о приемке, продаже и списании пива. Движение продукции контролируется по товарно-транспортным накладным. При выбытии товаров оформляются акты списания.

Раз в квартал продавцы сдают декларации слабоалкогольным напиткам. Отчеты принимаются в электронном виде. Розничные магазины подают декларации по форме №8, а заведения общепита — по форме №7.

Важно: по закону №108-ФЗ рознице не требуется подавать алкодекларации по кегам с января 2024 года.

На данный магазины и заведения общепита должны передавать два вида отчетности о торговле. Чтобы информация с кассы передавалась в ЕГАИС, требуется RSA сертификат на торговую точку. Оформить его можно в личном кабинете участника системы.

Штрафы для производителей и розницы

Участники рынка пива должны соблюдать установленные требования. За нарушения при работе полагаются штрафы.

-4

Как подготовить бизнес к маркировке

Для начала работы с маркировкой нужно создать аккаунт на сайте «Честного ЗНАКа». На портале открыта регистрация для ИП и юридических лиц. Чтобы зарегистрироваться в качестве участника проекта, понадобится усиленная электронная подпись.

При регистрации аккаунта нужно указать направление бизнеса «розничная торговля» и товарную категорию «пиво». Затем нужно подписать доп. соглашение с оператором ЭДО, чтобы принимать поставки по электронным накладным (УПД).

Если у компании или ИП уже есть аккаунт, достаточно обновить информацию на сайте. В личном кабинете нужно добавить новую товарную категорию. На сайте легко можно проверить, если ли у участника рынка аккаунт, и какие товары в нем активированы.

Что нужно сделать после регистрации в проекте:

  1. Подписать договор с ОФД о передаче данных.
  2. Обновить прошивку кассы для работы с маркированными товарами.
  3. Заказать ТСД для автоматизации складского учета.
  4. Установить на каждой кассе 2D скане штрихкодов.
  5. Организовать инструктаж для сотрудников магазина.
  6. Протестировать все этапы работы.

Как сейчас регулируется оборот пива?

Оборот пива, как и других видов алкоголя, контролируется Росалкогольрегулированием (ФСРАР). Участники оборота передают данные о движении товара в ЕГАИС с помощью товарно-транспортной накладной (ТТН).

При торговле пивом розница передаёт в ЕГАИС данные о приёмке и о продаже/списании товара. Для списания кегового пива используется акт списания.

Кроме того, пивные магазины обязаны ежеквартально подавать в ЕГАИС декларации по пиву и пивным напиткам (сидр, пуаре и др). Декларации сдаются только в электронном виде по форме № 8 ― для розничных магазинов, по форме № 7 ― для общепита.

Нужна помощь в подборе необходимого оборудования? Оставьте заявку, и менеджер подберет комплект техники для вашего магазина или заведения общепита. Обращайтесь за экспресс-консультацией по телефону +7 (3822) 900-902. А если готовы подождать ответа, то спрашивайте в телеграм чате Mask Pay.