Найти тему

Скульптор-фарфорист Малышева Нина Александровна: почему ее статуэтки столь популярны?

«В своем искусстве я стремилась отразить реальную жизнь в разных кажущихся мне наиболее существенными аспектах»

В статье про историю Дулёвского фарфорового завода мы уже коснулись темы творчества замечательного скульптора Нины Александровны Малышевой (1914-1983 гг.). Но её вклад в советскую фарфоровую пластику столь значителен, а статуэтки пользуются такой популярностью у коллекционеров, что мы решили рассказать о её творческом пути более подробно.

Нина Александровна Малышева
Нина Александровна Малышева

Работы Нины Александровны, если рассматривать их в целом, отличает высокая степень реалистичности и детализации (но не дробности), при этом им присуща умеренная декоративность и гармоничность форм.

Нина Александровна Малышева родилась в г. Орле. В её автобиографии есть следующие воспоминания: «Рисовать я начала раньше, чем писать и читать. В школе у меня, кажется, не было года, свободного от «редакторской работы» в школьной стенгазете. С 1925 года семья моя переезжает в Москву. И здесь огромное впечатление на меня произвело посещение музеев. Поразил и взволновал Врубель; Репин, Суриков вызвали восторг, но не задели глубоких струн души; очень близким стал Кустодиев».

Можно сказать, таким образом, что профессию Нина Александровна выбрала ещё в детстве. В Москве после окончания школы она поступила в Фабрично-заводское училище, где изучала токарное дело, а в 1933 году - в художественное училище имени 1905 года. Там преподавали многие именитые члены Академии художеств СССР. Например, её педагогами были С.И. Фролов, И.Ф. Рахманов, Н.П. Крымов и другие.

Затем Малышева стала художественным руководителем в московском Доме художественного воспитания детей (ДХВД), а также вела преподавательскую деятельность. В годы Великой Отечественной войны была эвакуирована с дочерью сначала в Сибирь, а затем в Казахстан, где подала заявление на зачисление в эвакуированный в Самарканд Московский институт прикладного и декоративного искусства (МИПИДИ), и была принята на факультет художественной керамики.

На её творчество раннего периода, несомненно, повлияла жизнь в Средней Азии, её повседневная культура, поэтому она с восхищением изображала колхозников, сборщиков хлопка, вышивальщиц («Сборщик хлопка», «Колхозник с кетменём», «Вышивальщица сюзане»), а также всегда вспоминала период эвакуации, как очень светлый, несмотря на трудности того времени. МИПИДИ вернулся в Москву, Малышева успешно окончила обучение в 1947 году и поступила на Дулёвский фарфоровый завод.

В дальнейшем на творчество Малышевой оказала большое влияние живопись А.А. Дейнеки, в живописи которого воспевалась идея здорового духа и тела, спортивной красоты, а также работы Б.М. Кустодиева, особенно образы пышнотелых красавиц в жанре ню. В целом, её скульптура вписывается в рамки соцреализма, однако, её отличает широта и свобода авторского видения, искренняя любовь к стране и современникам.

Перед ведущими скульпторами того времени стояла задача разработки образцов тиражной пластики, которая была бы:

● созвучна культуре эпохи;

● понятна по тематическому содержанию советским людям;

● украшала бы малогабаритные жилые интерьеры;

● не требовала больших затрат на производстве (излишняя детализация не подходила для массового воплощения, поэтому от образов требовалась выверенность и ёмкость).

Нина Александровна работала не только как скульптор. Она лично выполняла образцы росписи, при этом цвет никогда не был для неё первостепенным, а лишь оттенял или усиливал форму.

В первую очередь, хотелось бы вспомнить работы на тему театра и балета. К наиболее известным относится «Юная балерина», героиня которой изображена в волнительный момент завязывания пуант перед выступлением. Статуэтка выполнялась в разных расцветках, чаще всего в голубой, однако, есть и более редкие экземпляры.

Статуэтка "Юная балерина", автор Н.А. Малышева, фарфор, роспись, люстр, золочение, Дулевский фарфоровый завод (Дулёво), СССР, 1968-1983 гг.
Статуэтка "Юная балерина", автор Н.А. Малышева, фарфор, роспись, люстр, золочение, Дулевский фарфоровый завод (Дулёво), СССР, 1968-1983 гг.

Излюбленными сюжетами Малышевой были проникнутые лиризмом жанровые композиции на тему материнства и беззаботного детства, отличающиеся трогательностью и правдивостью. Например, статуэтка «Девочка кормит кур», в которой достоверно передана детская непосредственность.

Статуэтка "Девочка кормит кур", скульптор Н.А. Малышева, фарфор, роспись, золочение, Дулевский фарфоровый завод (Дулёво), СССР, 1955 г.
Статуэтка "Девочка кормит кур", скульптор Н.А. Малышева, фарфор, роспись, золочение, Дулевский фарфоровый завод (Дулёво), СССР, 1955 г.

Среди работ на тему материнства выделяется статуэтка «Близнецы», практически симметричная композиция которой тщательно выверена, а лаконичная роспись лишь подчёркивает самоценность фарфора, не отвлекая зрителя излишней декорати

Статуэтка «Близнецы», скульптор Малышева Н.А., фарфор, роспись, Дулевский фарфоровый завод (Дулёво), Российская Федерация, 1991-2010 гг.
Статуэтка «Близнецы», скульптор Малышева Н.А., фарфор, роспись, Дулевский фарфоровый завод (Дулёво), Российская Федерация, 1991-2010 гг.

Также Нина Александровна изображала рабочий класс («Сварщица»), представителей различных народов («Казахский мальчик с беркутом», «Мальчик с бубном», «Танцующая узбечка») и девушек в жанре «ню» («Утро», «Обнажённая с цветком», «Жарко»).

Статуэтка «На Север» («Якутка с оленем. На крайнем Севере»), скульптор Н.А. Малышева, фарфор, роспись, Дулевский фарфоровый завод (Дулёво), СССР, 1950-1960 гг.
Статуэтка «На Север» («Якутка с оленем. На крайнем Севере»), скульптор Н.А. Малышева, фарфор, роспись, Дулевский фарфоровый завод (Дулёво), СССР, 1950-1960 гг.

Некоторые работы 1950-х годов не избежали влияния «сталинского ампира», например, великолепные шкатулки с женскими фигурами, олицетворяющими три братские республики СССР.

Шкатулка "РСФСР. Россия", автор Н.А. Малышева, фарфор, золочение, Дулевский фарфоровый завод (Дулёво), СССР, 1956 г.
Шкатулка "РСФСР. Россия", автор Н.А. Малышева, фарфор, золочение, Дулевский фарфоровый завод (Дулёво), СССР, 1956 г.

В своих работах Малышева исключительное внимание уделяла натурным наблюдениям: изображению деталей лиц, причёсок, одежды и аксессуаров. Поэтому поистине легендарными стали статуэтки, изображавшие её современников: «Маникюр» («Сплетницы»), «Телефонный разговор», «Прогулка», «Цветочница», «Новоселье».

Статуэтка "Телефонный разговор", автор Н.А. Малышева, фарфор, роспись, Дулевский фарфоровый завод (Дулёво), СССР, 1954 г.
Статуэтка "Телефонный разговор", автор Н.А. Малышева, фарфор, роспись, Дулевский фарфоровый завод (Дулёво), СССР, 1954 г.

Данные статуэтки, демонстрирующие сценки из жизни, отличает добрый юмор и внимание к деталям. Это делает их ценнейшим материалом для изучения моды эпохи, для исследований в области истории и культурологии.

Таким образом, ряд статуэток можно рассматривать как скульптуры, только выполненные в малом масштабе. Наиболее сложные по композиции и насыщенные деталями являются трудоёмкими в исполнении и малотиражными, и едва ли их можно представить в скромном интерьере обычной советской квартиры. Ведь фарфор при обжиге значительно теряет в объёме, а потому на этапе формования требуется высочайшее мастерство, выверенность и осторожность.

Потому, помимо этих шедевров, есть и работы, рассчитанные на серийный выпуск. Тем не менее, они весьма выразительные, целостные и обладающие неповторимым характером («Снегурочка», «Девушка со снопом», «Девушка с чайником»).

Статуэтка "Девушка со снопом" (золотистый сарафан), скульптор Малышева Н.А., фарфор, роспись, люстр, золочение, Дулевский фарфоровый завод (Дулёво), СССР, 1957 г.
Статуэтка "Девушка со снопом" (золотистый сарафан), скульптор Малышева Н.А., фарфор, роспись, люстр, золочение, Дулевский фарфоровый завод (Дулёво), СССР, 1957 г.

Можно сказать, что эстетика минимализма, тенденция к стилизации и обобщению не затронула творческую манеру Малышевой, которая оставалась верна своим художественным принципам. Однако, к веяниям моды скульптор всегда была весьма чуткой. Так, тенденции 1970-х нашли отражение в композиции «Неразбериха», с добрым юмором изображающей двух молодых родителей с одинаковыми прическами.

Вот что сама Нина Александровна писала в своих воспоминаниях: «Большим событием был Международный фестиваль молодёжи в Москве. И тут, просматривая работы зарубежных художников, их формалистические и абстрактные «поиски», я ещё сильнее укрепилась в своей вере в реалистическое искусство как единственно правильное и единственно возможное».

Нина Александровна Малышева на протяжении всей жизни вдохновлялась современностью, правдиво изображала окружающую её повседневность, а не искажала натуру, ища сложные авторские трактовки. Она весьма тонко чувствовала все проявления жизни, была наблюдательна и внимательна к быту, к праздникам и традициям, улавливала ускользающие моменты и сиюминутные впечатления, которые затем запечатлевала в гармоничных и осмысленных фарфоровых композициях.

Сегодня статуэтки Нины Александровны Малышевой весьма популярны как у опытных коллекционеров советского фарфора, так и у начинающих любителей. Малотиражные произведения, такие как «Маникюр» или «Телефонный разговор», достаточно редко встречаются, тем более без дефектов, и велик риск встретить подделку. Покупать такого рода предметы у непроверенных продавцов мы не рекомендуем.

Дулёвский фарфоровый завод до сих пор выпускает статуэтки авторства Нины Александровны Малышевой в современном исполнении.

В галерее «Однажды» представлены уникальные образцы, такие как «Юная балерина» (в розовой расцветке), «На север», «Казахский мальчик с беркутом» и другие. Мы гарантируем подлинность предметов, а также сообщаем всю информацию о наличии реставраций. Мы рады предложить популярные статуэтки, ставшие настоящей классикой: «Девушка со снопом», «Девушка с чайником», «Девочка кормит кур», «Девушка с самоваром» и другие.