«В своем искусстве я стремилась отразить реальную жизнь в разных кажущихся мне наиболее существенными аспектах»
В статье про историю Дулёвского фарфорового завода мы уже коснулись темы творчества замечательного скульптора Нины Александровны Малышевой (1914-1983 гг.). Но её вклад в советскую фарфоровую пластику столь значителен, а статуэтки пользуются такой популярностью у коллекционеров, что мы решили рассказать о её творческом пути более подробно.
Работы Нины Александровны, если рассматривать их в целом, отличает высокая степень реалистичности и детализации (но не дробности), при этом им присуща умеренная декоративность и гармоничность форм.
Нина Александровна Малышева родилась в г. Орле. В её автобиографии есть следующие воспоминания: «Рисовать я начала раньше, чем писать и читать. В школе у меня, кажется, не было года, свободного от «редакторской работы» в школьной стенгазете. С 1925 года семья моя переезжает в Москву. И здесь огромное впечатление на меня произвело посещение музеев. Поразил и взволновал Врубель; Репин, Суриков вызвали восторг, но не задели глубоких струн души; очень близким стал Кустодиев».
Можно сказать, таким образом, что профессию Нина Александровна выбрала ещё в детстве. В Москве после окончания школы она поступила в Фабрично-заводское училище, где изучала токарное дело, а в 1933 году - в художественное училище имени 1905 года. Там преподавали многие именитые члены Академии художеств СССР. Например, её педагогами были С.И. Фролов, И.Ф. Рахманов, Н.П. Крымов и другие.
Затем Малышева стала художественным руководителем в московском Доме художественного воспитания детей (ДХВД), а также вела преподавательскую деятельность. В годы Великой Отечественной войны была эвакуирована с дочерью сначала в Сибирь, а затем в Казахстан, где подала заявление на зачисление в эвакуированный в Самарканд Московский институт прикладного и декоративного искусства (МИПИДИ), и была принята на факультет художественной керамики.
На её творчество раннего периода, несомненно, повлияла жизнь в Средней Азии, её повседневная культура, поэтому она с восхищением изображала колхозников, сборщиков хлопка, вышивальщиц («Сборщик хлопка», «Колхозник с кетменём», «Вышивальщица сюзане»), а также всегда вспоминала период эвакуации, как очень светлый, несмотря на трудности того времени. МИПИДИ вернулся в Москву, Малышева успешно окончила обучение в 1947 году и поступила на Дулёвский фарфоровый завод.
В дальнейшем на творчество Малышевой оказала большое влияние живопись А.А. Дейнеки, в живописи которого воспевалась идея здорового духа и тела, спортивной красоты, а также работы Б.М. Кустодиева, особенно образы пышнотелых красавиц в жанре ню. В целом, её скульптура вписывается в рамки соцреализма, однако, её отличает широта и свобода авторского видения, искренняя любовь к стране и современникам.
Перед ведущими скульпторами того времени стояла задача разработки образцов тиражной пластики, которая была бы:
● созвучна культуре эпохи;
● понятна по тематическому содержанию советским людям;
● украшала бы малогабаритные жилые интерьеры;
● не требовала больших затрат на производстве (излишняя детализация не подходила для массового воплощения, поэтому от образов требовалась выверенность и ёмкость).
Нина Александровна работала не только как скульптор. Она лично выполняла образцы росписи, при этом цвет никогда не был для неё первостепенным, а лишь оттенял или усиливал форму.
В первую очередь, хотелось бы вспомнить работы на тему театра и балета. К наиболее известным относится «Юная балерина», героиня которой изображена в волнительный момент завязывания пуант перед выступлением. Статуэтка выполнялась в разных расцветках, чаще всего в голубой, однако, есть и более редкие экземпляры.
Излюбленными сюжетами Малышевой были проникнутые лиризмом жанровые композиции на тему материнства и беззаботного детства, отличающиеся трогательностью и правдивостью. Например, статуэтка «Девочка кормит кур», в которой достоверно передана детская непосредственность.
Среди работ на тему материнства выделяется статуэтка «Близнецы», практически симметричная композиция которой тщательно выверена, а лаконичная роспись лишь подчёркивает самоценность фарфора, не отвлекая зрителя излишней декорати
Также Нина Александровна изображала рабочий класс («Сварщица»), представителей различных народов («Казахский мальчик с беркутом», «Мальчик с бубном», «Танцующая узбечка») и девушек в жанре «ню» («Утро», «Обнажённая с цветком», «Жарко»).
Некоторые работы 1950-х годов не избежали влияния «сталинского ампира», например, великолепные шкатулки с женскими фигурами, олицетворяющими три братские республики СССР.
В своих работах Малышева исключительное внимание уделяла натурным наблюдениям: изображению деталей лиц, причёсок, одежды и аксессуаров. Поэтому поистине легендарными стали статуэтки, изображавшие её современников: «Маникюр» («Сплетницы»), «Телефонный разговор», «Прогулка», «Цветочница», «Новоселье».
Данные статуэтки, демонстрирующие сценки из жизни, отличает добрый юмор и внимание к деталям. Это делает их ценнейшим материалом для изучения моды эпохи, для исследований в области истории и культурологии.
Таким образом, ряд статуэток можно рассматривать как скульптуры, только выполненные в малом масштабе. Наиболее сложные по композиции и насыщенные деталями являются трудоёмкими в исполнении и малотиражными, и едва ли их можно представить в скромном интерьере обычной советской квартиры. Ведь фарфор при обжиге значительно теряет в объёме, а потому на этапе формования требуется высочайшее мастерство, выверенность и осторожность.
Потому, помимо этих шедевров, есть и работы, рассчитанные на серийный выпуск. Тем не менее, они весьма выразительные, целостные и обладающие неповторимым характером («Снегурочка», «Девушка со снопом», «Девушка с чайником»).
Можно сказать, что эстетика минимализма, тенденция к стилизации и обобщению не затронула творческую манеру Малышевой, которая оставалась верна своим художественным принципам. Однако, к веяниям моды скульптор всегда была весьма чуткой. Так, тенденции 1970-х нашли отражение в композиции «Неразбериха», с добрым юмором изображающей двух молодых родителей с одинаковыми прическами.
Вот что сама Нина Александровна писала в своих воспоминаниях: «Большим событием был Международный фестиваль молодёжи в Москве. И тут, просматривая работы зарубежных художников, их формалистические и абстрактные «поиски», я ещё сильнее укрепилась в своей вере в реалистическое искусство как единственно правильное и единственно возможное».
Нина Александровна Малышева на протяжении всей жизни вдохновлялась современностью, правдиво изображала окружающую её повседневность, а не искажала натуру, ища сложные авторские трактовки. Она весьма тонко чувствовала все проявления жизни, была наблюдательна и внимательна к быту, к праздникам и традициям, улавливала ускользающие моменты и сиюминутные впечатления, которые затем запечатлевала в гармоничных и осмысленных фарфоровых композициях.
Сегодня статуэтки Нины Александровны Малышевой весьма популярны как у опытных коллекционеров советского фарфора, так и у начинающих любителей. Малотиражные произведения, такие как «Маникюр» или «Телефонный разговор», достаточно редко встречаются, тем более без дефектов, и велик риск встретить подделку. Покупать такого рода предметы у непроверенных продавцов мы не рекомендуем.
Дулёвский фарфоровый завод до сих пор выпускает статуэтки авторства Нины Александровны Малышевой в современном исполнении.
В галерее «Однажды» представлены уникальные образцы, такие как «Юная балерина» (в розовой расцветке), «На север», «Казахский мальчик с беркутом» и другие. Мы гарантируем подлинность предметов, а также сообщаем всю информацию о наличии реставраций. Мы рады предложить популярные статуэтки, ставшие настоящей классикой: «Девушка со снопом», «Девушка с чайником», «Девочка кормит кур», «Девушка с самоваром» и другие.