– Я смотрю, какие же у вас заботливые дети, – соседка помогала Валентине убирать со стола. – А вы хорошо держитесь. Сколько лет вы прожили с мужем?
– Сорок, – пожала плечами Валентина.
– Счастливую жизнь прожили, – не унималась соседка. – Столько лет вместе, пятерых детей вырастили. С внуками нянчитесь. А я несчастная, родила единственного сына, развелась с мужем – изменником. Как-то больше не повезло с мужчинами. Сын вырос, женился. Он, конечно, помогает мне, если попрошу, но если не позвоню, то и мне никто не позвонит. Вот и кукую одна. А у вас заботливые дети. Вот прямо завидую.
Валентина улыбнулась и подумала: «Пусть завидует. Зачем ей знать, как мне это всё досталось».
– Ну ладно, заговорила я вас. Вам, наверно, отдохнуть надо, а я болтаю и болтаю, – наконец-то догадалась соседка и ушла.
Валентина забеременела в восемнадцать лет. Парень, узнав об этом, бросил Валентину и исчез. Валентина не знала, что делать, куда бежать? Было страшно идти в больницу, было страшно рассказывать строгой маме. Дотянула до того, что мать сама заметила.
Валентина даже сейчас сжалась вся от страха, вспоминая тот разговор.
– Валентина, ты беременна? – строго спросила мама.
– Да, – дочь опустила глаза в пол, ждала, что мать начнёт орать или даже побьёт.
– Кто тот подлец? Где он?
– Нет его, сбежал, – плакала Валентина.
– Не ной. Я так понимаю, в больницу уже поздно идти. Собирайся, отвезу тебя в деревню к знакомой, она всё сделает быстро. Никто не узнает, – можно сказать, мать была даже ласкова.
После манипуляций маминой знакомой пришлось вызывать скорую. Когда Валентина отошла от наркоза, врач сказал:
– Что же ты, девочка, сделала с собой? Детей у тебя теперь не будет.
Валентина тогда почувствовала какое-то облегчение, она совсем не горевала о том, что у неё не будет детей. Да и замуж она не собиралась. «Подумаешь, одна проживу», – успокаивала себя Валентина.
Через пять лет Валентина выходила замуж за Ивана. Мать посоветовала не говорить о том, что детей у них не будет. Сначала поживите, а потом уж решите, что делать. Может, усыновите кого-то. И Валентина промолчала. Прожив с мужем сорок лет, так и не призналась о своём «дефекте». Зачем ему знать? У него самого рыльце в пушку, отчего он всегда чувствовал себя виноватым.
Через два года брака муж пришёл домой с видом нагадившей собаки. Долго мялся, а потом решился сказать:
– Так получилось, что одна девица родила от меня. Я знаю, ты можешь меня бросить, но я люблю только тебя. И совсем не хочу развода.
– А что ты хочешь? – ехидно улыбнулась Валентина. Рождение ребёнка её никак не задело.
– Понимаешь, эта горе-мамаша отказывается от ребёнка, давай его себе заберём? – муж говорил так, словно просил милостыню. И Валентину осенило, а почему бы и нет. Сама-то она никогда не родит. А то, что муж сбегал налево, так и пусть, зато у неё будет ребёнок.
Вот так в семье появился первый ребёнок. Правда, пришлось переехать в другой город, чтобы никто не знал этой истории.
Жили хорошо, муж всегда прилично зарабатывал, заботился о детях. Да, да, о детях. По этой же причине пришлось семье переехать ещё четыре раза. Иногда приходилось отсуживать детей, иногда выкупать, но всегда переезжали в другой город, можно сказать, каждые два года. И вот уже почти тридцать лет живут на одном месте.
Дети для Валентины были в радость, она любила детей, заботилась о них, принимала активное участие в их жизни. Дети платили ей тем же. А с мужем? С мужем жили как хорошие друзья, растили детей. Хорошо жили, дети выросли, получили профессии, жили своими семьями и не забывали родителей.
Последние два года муж Валентины лежал больной, а перед смертью спросил:
– Ты хотела бы что-то изменить в жизни? Я, наверно, тебе много несчастья принёс. Вышла бы замуж за другого мужчину, может, своих детей родила.
Валентина промолчала. Что говорить о том, что изменить уже нельзя.
После смерти мужа она не горевала о его кончине, она вновь ощущала облегчение, как тогда, когда узнала, что у неё не будет детей.
Ей казалось, что теперь всё у неё будет хорошо.