По сообщениям МВД на Рождественское богослужение в 2024 году пришли 1.4 миллиона человек, в 2023 году пришли 1.3 миллиона, в 2021 и 2022 году подсчет не вёлся. А в 2019 году прихожан было 2.6 миллиона. Таким образом наблюдается уменьшение количества людей в храмах РПЦ. Конечно для того чтобы делать окончательные выводы статистических данных маловато, однако уменьшение интереса людей к посещению христианских храмов традиционных конфессий наблюдается и в других странах. При этом строительство новых храмов в России продолжается. Таким образом в ближайший момент Русская православная церковь может столкнуться со всеми неприятностями кризиса пререпроизводства.
Вместе с сокращением количества прихожан начнёт сокращаться и финансирование строительства новых храмов и содержания уже существующих. В то же время сократится фонд оплаты труда церковных работников и придётся сокращать зарплаты и увольнять людей. В то же время выпускники духовных семинарий не смогут получить священный сан и одно кадило священнику будут подавать сразу сразу пять человек выпускников семинарии ожидающих получение священного сана.
Мы предполагаем что на снижение количества прихожан повлияло одновременное совпадение нескольких неблагоприятных для Церкви факторов. Мы разбили их на группы по причинам.
Последствия известного вируса
Во-первых поумирали самые религиозные, они же самые мракобесные, которые не прививались и при этом активнее других участвовали в грязных религиозных обрядах, таща ко рту грязную религиозную атрибутику и обменияваясь заразой в церковных толпах.
Во-вторых было официально разрешено не ходить в храмы, то есть можно как Мария Египетская, раз в жизни, то есть были реабилитированы «захожание» то есть те кто раз в несколько лет заходят поставить свечку а заодно и причаститься.
В-третьих был подорван авторитет церкви когда сначала говорили что через церковные таинства нельзя заразиться а оказывается можно. Говорили что надо обязательно каждую неделю топтать церковный пол, а оказалось можно как Мария Египетская. И наконец по рекомендации светского чиновника все священники начали совершать какие то новые ритуалы с масками и омовениями евхаристических ложек и при этом продолжали служить на мощах мучеников, которые убиты как раз за отказ участия во всеобщих ритуалах введенных языческим правителем.
Политика церкви во время вооруженного конфликта Р и У
Во-первых, некоторые убежденные христиане не хотят ходить в церковь которая открыто поддерживает военные действия. При этом они могут быть и патриотами своей страны и даже активно поддерживать свою страну в этом вооруженном конфликте но категорически не хотят ходить в церковь (!) которая официально поддерживает войну. Считают что церковь если и не может быть вне политики, то должна хотя бы быть за мир во всём мире. Если не церковь то кто же тогда за мир и дружбу народов?
Во-вторых когда поместные церкви обменялись схизмами, то есть взаимно признали без-благодатными друг друга, то у людей возникло сомнение в благодатности своей церкви. То есть если с точки зрения Церкви России безблагодатны храмы Украины, Греции и Святого Афона (по словам патриарха там нельзя причащаться) то вдруг это сама РПЦ безблагодатна а заграничные церкви благодатны? Или вообще все церкви безблагодатны!
То что связано с вирусом и политикой совпало и резко снизило количество прихожан в храмах. Однако есть еще и хорошо исследованный в странах Европы и Америки процесс уменьшения интереса к религии.
Глобальное уменьшение интереса к религии
Во-первых количество активно-религиозных людей, то есть тех которым нравится участвовать в религиозных обрядах ограничено человеческой психологией. И когда церковь не выполняет административно-хозяйственную функцию и власть насильно не загоняет людей в храмы тех кто занимается религией добровольно, для своего удовольствия просто мало. И если в процессе возрождения церкви это количество людей будет обеспечено доступом в храмы рост количества посетителей в храмы остановится.
Примерно то же самое происходит при насыщении рынка товарами. Когда у всех есть смартфон то люди покупают всё меньше и меньше смартфонов.
Во-вторых по мере развития науки и культуры всё меньше людей которым интересна религия и религиозные обряды.
В-третьих, благодаря доступу к информации всё больше и больше раскрывается обмана со стороны религиозных деятелей. И оказывается что и молитвы не исполняются, и иконы не лечат, а вождение детей в церковь не делает их ни послушными ни успешными.
Что может предпринять патриарх для увеличения посещаемости храмов?
Мы перечислим что в принципе возможно сделать для увеличения церковной массовки в храмах. Потому что снижение посещаемости церквей это с точки зрения бюрократии плохой показатель, характеризующий плохую работу.
Вариант1. Игнорировать проблему.
Проще всего сидеть на своём патриаршем пуфике в состоянии "а мне пофиг", что переводится на благочестивый язык: «такова Божья воля». Тем кому не нравится наш мем про "пофиг" и "пуфик" есть еще вариант из Звездных войн, «не беда, половина крейсера еще осталась». Примерно так поступал патриарх Кирилл, когда от РПЦ отделялись приходы в других государствах в том числе в Украине.
Вариант 2. Церквовные реформы, чтобы сделать церковь более комфортной и привлекательной.
Это был бы самый конструктивный вариант, но лично мы не верим что наш патриарх с имеющимися в его окружении людьми сможет это сделать. Для этого нужны грамотные специалисты и не боящиеся ответственности. Но самое главное, что в других странах не смотря на самые разные реформы та же самая проблема - снижение количества прихожан в храмах.
Можно поставить для комфорта пуфики в храме, но это не привлечет в храм того, кому пофиг на религию!
Вариант 3. Обязать ходить в храм тех кто не может отказаться.
То есть государственных служащих, военных, школьников и заключенных. Можно еще наказание ввести за мелкое хулиганство в виде выстаивания церковных богослужений. К слову, в духовной семинарии нечто подобное есть, что то вроде как наряд вне очереди у военных.
Но наиболее эффективно конечно добровольно водить в храм солдат срочной службы. Дать команду: "Кто верит в Бога тот идёт в храм стоять на Богослужении, а все остальные будут в это время продолжают заниматься строевой подготовкой на плацу!"
Вариант 4. Платная массовка
Эта практика распространена на телевидении когда во время съемок разных телешоу людям платят деньги за то чтобы они находились в массовке. Съемки длятся несколько часов, так что как раз полноценное православное богослужение по монастырскому чину. Отстоял 4-6 часов на ногах получи 500 — 1000рублей. Кто будет платить? А тот кто сейчас финансирует строительство храмов. Но честно говоря учитывая жадность духовенства мы не верим, что церковь будет за что то платить деньги людям.
Вариант 5. Оптимизация т.е. закрытие храмов
Зачем тратиться на эксплуатацию храма, когда можно закрыть его и открывать только когда подвезут автобус со священниками и прихожанами? По такому принципу уже работают храмы в труднодоступной местности, например в заповеднике. Зачем нужен храм посреди тайги? Это же элементарно. Кто то захотел построить, а кто то дал на это деньги.
Этот способ наиболее реалистичен и если из за недостатка финансирования закрываются школы и больницы то то же самое может случиться и с храмами.
Всё что мы описали это очень приблизительный прогноз основанный на анализе того что в принципе бывает. Ну а реальность может оказаться интересней и необычней любых прогнозов.
Если вам понравилась эта статья - поставьте лайк.
Если у вас есть какие то мысли по теме почему меньше людей в храмах и как с этим бороться - напишите это в комментарии.
Постскриптум
Ну а это мы присутствуем на Рождественском Богослужении в Храме Христа Спасителя не выходя из дома. Всё видно, всё слышно и пофиг! И пуфик... Точнее целый диван. Оказывается так тоже можно! А раньше как дураки ходили ходили, толпились толпились.
Колян Платков и Лена Магадан
Независимые православные блогеры с Богословским образованием
Наша ВК группа "Блогеры про религию"