Одним из самых страшных врагов для рыбака на море является ветер. Ветер у нас, конечно, сильный. И очень сильный. Большую часть периода, предназначенного для рыбалки, задувает так, что и стоять-то тяжело. Да, что там стоять! Трехтонную машину качает так, как будто бы решил оторвать ее ото льда и бросить в небо.
Это я по-своему оцениваю, что ветер сильный. А, может, для других и не совсем так. В среднем на море ветер достигает значений от тринадцати-пятнадцати до семнадцати метров в секунду. Завывает так, что страшно становится. Как будто дикий зверь.
Обычно при силе ветра в семнадцать метров в секунду у нас на побережье уже объявляют штормовое предупреждение и запрещают все крановые работы. А как же рыбаки выдерживают весь день на открытом море, принимая во внимание еще и мороз? Градусов так семнадцать-восемнадцать. Я только диву даюсь!
Хотя сегодня рыбаков на льду в разы меньше. Оно и понятно. Воскресенье закончилось. Началась трудовая неделя. Да и ветер уж о-о-очень сильный. На лед выехали только самые идейные, самые стойкие. Ну, и наш рыбак среди них. И мы, естественно, почти рядом.
Эти чужие мужики хоть у нас на глазах сидят. Я хотя бы имею возможность за ними понаблюдать и запечатлеть на долгую память. Будет потом, что жаркими летними ночами рассматривать. А наш опять умотал "голасвето", за тридевять земель. К Фарватеру. И что его туда тянет? На глубину семнадцать метров? Ведь, стоим мы тут с другими рыбаками, под нами метров двенадцать -тринадцать. Ну, и ловил бы рядом с машиной? Все легче было бы от резких порывов ветра за кузовом укрыться! Так нет же! Опять пошел туда, где ему больше всего нравится. Ну, и правильно! Рыбалка - это удовольствие? Да, с другой стороны можно оценивать ее, как тяжелую суровую работу. Но в первую очередь - это же удовольствие? Значит, и проводить ее нужно там, где удобно, комфортно и больше всего нравится.
Особенно сильный ветер начинается сразу же после снега. Буквально через несколько часов. Просто вьюга. Буран. Но и плановые ветры каждый день после одиннадцати утра никто не отменял.
Выходить из машины при сильном ветре совсем не хочется. Приходится для свободного творчества использовать небольшие безветренные периоды очень ранним утром. Чтобы иметь возможность держать в руке телефон на морозе и снимать Красоту, которая кругом, вокруг тебя. Куда только ни кинь взгляд!
А так даже Солнце совсем не помогает чувствовать себя согретым. Да и о каком тепле можно говорить, когда резкий ветер из рук телефон вырывает, а в пальцах кровь застывает от сильного мороза. И от фотоаппарата тоже толку мало, батарейки на морозе разряжаются.
Но все равно красиво! И все мучения, видимо, стоят того, чтобы мерзнуть и терпеть неудобства. Увидеть! И показать другим. Ведь период зимней рыбалки очень короткий.
Структура льда позволяет передвигаться на автомобилях в холодные зимы только в период с начала января по конец февраля. Потом начинаются значимые изменения, в начале совсем не видимые глазом, но точно определяемые при бурении лунок.
Лед приобретает иголочную структуру. Как будто бы представляет из себя не монолит, не замерзшую воду, а состоит из поперечных длинных ледяных иголок, тонких палочек, нижняя часть которых погружена в морскую соленую воду и передает, как по трубочке, эту воду в верхние слои ледяных покровов моря. А верхняя поверхность льда при этом уже подвержена солнечным лучам, еще не теплым, но теплеющим с каждым днем.
Постепенно, за неделю - две, лед наберет огромную массу морской воды и станет сероватым на вид. Вот при этом условии начнутся уже совсем другие значимые изменения в структуре льда, хорошо видимые глазом. Выезжать на лед нельзя. Он становится хрупким. И может обломиться под машиной в любом месте. Даже и без наличия трещин. Это очень опасно и абсолютно неконтролируемо.
В такие периоды нормальные рыбаки начинают опять ходить пешком, оставляя машину на прибрежной полосе. Хотя, и под весом человека хрупкий лед в тонких местах тоже может обломиться. А ведь совершенно не видно, тонкий он или толстый.
Есть особо отчаянные мужчины, которые рыбачат и после Восьмого марта. И даже в апреле. Когда примыкающая к берегу кромка льда уже растаяла. И лед от земли оторван живой водой примерно метра полтора.
В таких условиях они возят с собой в машине доски и сооружают лаги, по которым преодолевают открытую воду. Но это, в моем понимании, уже совсем люди без чувства самосохранения.
А идут на преодоление подобных препятствий из -за того, что именно в весенний период начинается основной клев. Очень массовый подход огромных косяков рыбы, которая пытается подкормиться недалеко от берега, на меляках.
Но мне кажется, не стоит так уж рисковать своей жизнью. Все должно быть безопасно. В пределах разумного подхода к собственной жизни и здоровью.
А вот и МЧС к нам с проверкой приехали на воздушной подушке. Остановились в самой толпе. И пошли по рядам. А водителей-то в машинах нет. Водители там, далеко, на наважьем поле рыбачат. Только регистрационные номера переписывать для последующего выставления штрафа. Но это очень длительный процесс, машин-то не одна сотня на льду. А сотни три-четыре не меньше.
Но обычно на первый раз выносится предупреждение. Мне так кажется ... Я так думаю ... Где-то я об этом слышала. Но все равно напряглась. Не люблю я с официальными органами общаться. Ни по каким вопросам.
Конечно, я осознаю, что никаких противоправных действий против общества мы не совершаем. А если и причиняем вред, то только самому себе, своей жизни и имуществу.
Бухта у нас закрытая. Льдины не отрываются и МЧС, как правило, нас не спасает. А если и доходит дело до тонущих автомобилей, то дежурный всегда объясняет, что МЧС обязан спасать только людей. А вот автомобили, материальные ценности, не по его части. Поэтому в случае чего, сам раскошеливаешься и вызываешь частников, которые за очень большие деньги вытягивают твое авто из под воды и льда.
Но все равно, как-то неприятно осознавать, что кто-то считает тебя преступившим пусть не Закон, но постановление Администрации. Тоже не маловажный документ. И это чувство законопослушности, привитое советским воспитанием, делает тебя абсолютно неготовым общаться с официальными лицами. Хочется спрятаться. Подальше.
Тем более, если эти лица идут в сопровождении журналистов и кинооператоров местных новостей. Кому охота, чтобы тебя в такой ситуации по телику показывали? Желающих очень мало. Вот и пытаются журналисты выловить тех, кто сбежать не может. Например, как этого рыбака в палатке. Куда же он побежит? А остальные-то разбежались по сторонам, и разъехались. У кого возможность была.
И лишь немногие спокойно продолжали рыбачить, не смотря ни на что. Вот им и задавали вопросы. Вопросы известно какие.
- А неужели Вам не страшно за свою жизнь?
- А для чего Вам это все надо?
Известно для чего! Не может рыбак без рыбалки. Ну, никак не может! Для него - это смысл жизни! Он весь год ждет и надеется, что зима будет достаточно суровой, чтобы море хорошо застыло, и лед был крепким. Как же он упустит такую возможность? Да, никогда!
А те, кто с рыбалкой не связан, конечно, не смогут их понять. Это, видимо, особая порода людей, называемая рыбаками. У них что-то по-другому устроено. Мозги думают иначе. Приоритеты по-другому расставлены. Мысли текут в другом направлении.
А вот и примеры идейных рыбаков. Хорошо, когда семейная пара вдвоем на рыбалку отправляется. И нет необходимости оправдываться друг перед другом, где так долго был. И объяснять, почему пришел без рыбы, коли уж на рыбалке день провел. А так жена стоит рядом и участвует в этом процессе. Сама все видит. Сама все знает. Хорошо! Для рыбака. Удобно очень.
Вот и приходится теткам рядом со своими мужчинами мерзнуть. Конечно, был бы выбор, предпочла бы дома остаться рядом с кухонькой, диваном и телевизором. А так приходится на море, да на сильном ветру, да на морозе вместе с мужем героизм и семейную солидарность проявлять. Не каждой это под силу. Не каждая поймет.
Ну, вот! Официальные органы закончили свою часть работы и собираются покинуть наше наважье поле.
Хорошо, что я стояла за торосами, идти им было далеко, а на воздушной подушке не подъехать. Все-таки она предпочитает гладкую поверхность.
А все-таки, я, конечно, струсила. И даже подумывала уехать на берег. Как муж учил.
- Чуть что-то опасное, сразу же уезжай на берег!
Но, хорошо, что пронесло! До меня не добрались. Хотя, конечно, от штрафов никто на море не застрахован. Выехал - уже виноват! Регистрационные номера автомобилей дроны фиксируют. Говорят, были подобные случаи. Но я еще с таким не сталкивалась.
Значит, будем рыбачить дальше. Все успокоилось, и причин для волнения совсем нет. И все рыбаки вокруг тоже успокоились. Вернулись на свои места и продолжили рыбалку.
А воздушная подушка тоже продолжила свой профилактический рейд по другим рыбным полям. Их у нас на море много. И работы у МЧС, конечно, из-за этого много.
Так вот и еще один рыбацкий день прошел. В тревогах и волнениях. В сомнениях и ожиданиях. Даже ничего интересного и не произошло.