Люблю этот балет! Когда-то смотрела его на Исторической сцене, и Джеймса тогда танцевал Николай Цискаридзе. Теперь спектакль перенесён на Новую сцену, прекрасный балет, навеянный шотландскими народными легендами. Трогательная и грустная история о том, как любовь к простому крестьянину погубила бессмертную фею, дочь воздуха. Идеальное существо, Сильфида гибнет от прикосновения грубых человеческих рук.
Итальянский хореограф Филиппо Тальони создал этот балет в 1832 для своей дочери Марии.
Мария Тальони, как говорят, была нескладной и неуклюжей. Но умный и заботливый отец (и жёсткий хореограф), Тальони так отточил технику дочери, что она подолгу танцевала на кончиках пальцев без всякой поддержки, а прыгала так высоко и бесшумно, как будто летала по воздуху. За этим стояли годы муштры и в кровь сбитые пальцы ног, не успевающие заживать. Но, как водится, зрители видели только воздушность и лёгкость Марии.
И эту воздушность и лёгкость подчёркивал новый костюм, придуманный Филиппо Тальони специально для Марии и сшитый по эскизу художника Эжена Лами.
Балерины танцевали тогда в платьях из парчи или атласа, почти таких же, как носили дамы в жизни: тяжёлых, длинных, полностью закрытых, с кринолинами, вышивкой золотом и драгоценными камнями. Такие платья были неудобными и не давали возможность выполнять технически сложные элементы. К тому же балерины танцевали, туго затянутыми в корсет, который мешал дышать.
Тальони придумал для дочери пышную газовую полупрозрачную юбочку, довольно длинную, но почти невесомую, похожую на облако:
Сейчас она называется "пачка Дега", или "шопеновка". Летящая юбка, лиф, открывающий плечи и руки, а за плечами Марии к бретелькам лифа крепились легкие прозрачные крылышки.
Впервые она выпорхнула на сцену в таком наряде на премьере, которая состоялась в Париже 12 марта 1832 на сцене Гранд Опера. Публика была потрясена. Это было очень красиво. Но необычно. Многие сочли костюм непристойным. Интересно, что бы они сказали, если бы увидели коротенькую классическую балетную пачку? Но до неё было ещё очень далеко...
Тогда же, в "Сильфиде", Тальони - первая в мире - танцевала не на полупальцах, а на пуантах, которые создавали иллюзию лёгкого, как бы случайного прикосновения к поверхности сцены. Это создавало впечатление парения над землёй и производило грандиозный эффект.
Современники называли Марию Тальони божественной. Её танец был сказочно воздушен и поэтичен. Сильфиду, свою любимую роль, она танцевала во всех столицах Европы. В том числе, и в России.
В России её с нетерпением ждали. В 1837 князь В.Ф. Одоевский писал знакомому:
…высылайте нам поскорее из Парижа Тальони.
В 1839 Мария и Филиппо Тальони приехали в Петербург и имели там оглушительный успех. В моду вошла шляпка Тальони, юбки Тальони, карамельки Тальони, торт Тальони...
Она танцевала в Петербурге пять сезонов: с 1837 по 1842 год. Эти пять петербургских сезонов были одним сплошным триумфом.
Однажды она повредила руку, спектакли отменили. Вот что писала по этому поводу "Северная пчела":
Две длинные, скучные, бесконечные недели, и всё это время Петербург страдает жестоким сплином. Другие артистки старались развлекать публику, но все напрасно. Она вновь выступила с перевязанной ещё шёлком рукой, и Петербург снова оживился и просиял…
Сам Николай I был в восторге от Марии Тальони и старался не пропустить ни одного её спектакля. Однажды после антракта он спустился из царской ложи в зал и сел в первом ряду партера. К нему присоединился его брат великий князь Михаил Павлович. Это было грубым нарушением этикета, но когда танцевала Тальони, всем было уже не до этикета, даже императору.
Последнее выступление балерины в Петербурге состоялось 1 марта 1842. Её вызывали 18 раз! В 1847 Мария Тальони оставила сцену, и "Сильфида" сошла со сцены вместе с ней.
Она вернулась в Россию в 1975, на сцене Ленинградского Малого театра оперы и балета. Шла на Исторической сцене Большого театра, а с 2020 года идёт на Новой сцене.
Поскольку мы были с внучкой, то ходили на дневной спектакль – и в этом есть своя прелесть: публика попроще, одежда - тоже, были и зрители вроде нас - с детьми. Места у нас были прекрасные: 1-й ряд амфитеатра. Впрочем, есть ли на Новой сцене плохие места? Чтобы их найти, надо очень постараться)
Самый старинный и самый романтичный из всех классических балетов, с хореографией простой и понятной, без сложностей и изысков. Но она удивительна: ведь два главных героя танцуют без поддержек и прикосновений, потому что прикосновение грубых человеческих рук должно разрушить сказку.
Ребёнку понравился спектакль, нам - тоже. Всё время ловила себя на мысли, как же удачно он выстроен - противостояние двух миров, перемены сольных и массовых танцев, все эпизоды логически взаимосвязаны и один переходит в другой. Не отвлечёшься, внимание сконцентрировано, и время пролетает совсем незаметно: не успеешь и глазом моргнуть, как уже конец, а так хочется продлить это удовольствие.
Это счастье, что есть этот замечательный балет, который можно смотреть бесконечно...