Статья, дающая хорошие ответы на вопросы:
1. Мог ли СССР в начале войны позволить себе современные самолёты (из алюминия, а не из дерева/фанеры/дельта-древесины?
2. Какую роль сыграл ЛендЛиз по поставкам алюминия?
1. Как следует из цифр за всю войну Германия с сателлитами произвела 1.5млн.т алюминия, а СССР (сам + поставки) - 285+300=585тыс.т
То есть превосходство Германии в 2.4 раза.
2. До августа 1941г Германия превосходила СССР в три раза (300тыс против 100тыс).
Имелось три завода, 87% давали Запорожский и Волховский.
- С осени 1941г (потеря Волховского и Запорожских заводов) до середины 1942г СССР имело алюминия в 8 раз меньше Германии.
- 1942г (наращивание объёмов на Урале и поставки по ЛендЛизу) - отставание сократилось вдвое, до 4 раз
- 1943г - сравнялось с довоенным (продолжали уступать Германии в три раза)
- 1944г - сократилось до 2-х раз + половину алюминия Германия направляла уже на нужды авиации на Западном фронте. По сути на Восточном фронте стал паритет (современная авиация на алюминиевых сплавах)
- 1945г - первый год полного преимущества свыше 2-х раз (70% авиации Германия держала на Западном фронте, плюс наши увеличили производство).
3. В описанных условиях формально несовершенные конструкции самолётов СССР из дерева/фанеры - оказались благом.
Особенно проклинаемая большинством блогеров/"историков" - дельта-древесина. Но именно она дала шанс на массовое производство самолётов в СССР в 1942-1943гг и дала выстоять первый год войны (когда алюминия у Германии было в 8 раз больше).
Как уже неоднократно отмечалось, плохой танк/самолет на поле боя - лучше, чем никакого.
4. И истерики Яковлева (конструктор истребителей), что он ненавидит дерево, а алюминий ему не давали - позорны.
Другие КБ делали свои конструкции под то, что есть - и эти формально "эрзацы" - вынесли на себе начало войны и перелом 1942-43гг.
А в 1944г,когда алюминий появился, перевели их на более лёгкий и прочный материал.
Кстати проклинаемая дельта-древесина уступая алюминия по весу (самолёт был на 10-15% тяжелее алюминиевого) - была одновременно в разы более снярядоустойчивой.
Поэтому самолёт из дельта-древесины подбить было проще, но вот развалить его на куски в воздухе - намного сложнее (что позволяло возвращаться подбитыми домой или хотя бы сберегать экипаж (было время выброситься с парашютом)).
Так что не все так однозначно.
5. Поставки алюминия по ЛендЛизу.
С одной стороны 55% современных самолётов за всю войну (а с учётом поставок готовых самолётов и до 70%) - имели ЛендЛизовское происхождение (что есть, то есть).
Но выстоять в 1941 и переломить ход войны - позволила именно дельта-древесина (плюс фанера и просто дерево).
Глупо отрицать, что поставки союзников очень помогли СССР во Вторую Мировую.
Но подло заявлять, что без этих поставок СССР бы не победил Германию.
Диалектика.