Так порой случается – одна из самых ожидаемых премьер года обернулась кассовым провалом, привела критиков в недоумение и разочаровала подавляющее большинство зрителей. "Джокер 2" получился странным. Не страннее первого фильма Тодда Филлипса, но совершенно точно выпадающим из ряда других комикс-экранизаций, снятых в последние годы. Студия, чьи коммерческие запросы новый фильм не удовлетворил, уже заявила о том, что продолжения не последует. Однако это не означает, что мы просто проигнорируем картину и ту вселенную, что в ней выстроена. Конечно, у меня есть к Артуру Флекку и его окружению вопросы, которые, надеюсь, будет интересно обдумать и вам.
ДАННАЯ СТАТЬЯ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНА И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНА АВТОРОМ, ВЛЮБЛЕННЫМ В КИНО И ОЦЕНИВАЮЩИМ ФИЛЬМЫ, СОДЕРЖАНИЕ, КАДРЫ И СЮЖЕТЫ КОТОРЫХ ИСПОЛЬЗОВАНЫ ВЫШЕ И НИЖЕ, ТОЛЬКО В ПРЕВОСХОДНЫХ ТОНАХ, БЕЗ ЖЕЛАНИЯ ЗАДЕТЬ, ОСКОРБИТЬ ИЛИ УНИЗИТЬ ИХ АВТОРОВ ИЛИ ЗРИТЕЛЕЙ
Напомню, что события второй части разворачиваются спустя некоторое время после финала ленты 2019 года – Флекк отправлен за решетку и дожидается суда. Знакомство с загадочной поклонницей подталкивает Артура к тому, чтобы снова противопоставить себя системе и из зала суда опять заявить о своем недовольстве миром и обществом. Восстание приводит к трагедии, трагедия ведет к необдуманным поступкам, а необдуманные поступки оборачиваются гибелью. И во всем этом хочется досконально разобраться. Не с целью поймать сценаристов на противоречиях и сценарных ляпах, а для того, чтобы лучше понять мотивацию персонажей захватывающей музыкальной драмы.
Итак, вот какие вещи меня не отпускают...
Что из показанного в фильме является плодом воображения Артура?
Уже после выхода первой картины зрители задавались вопросами о том, что из происходящего на экране реально, а что Артуром Флекком выдумано. Существует даже теория о том, что Джокер не совершал большую часть тех убийств, что ему приписывались. В конце концов, выдумал же он свои отношения с соседкой Софи, да и выступления со сцены в его фантазиях смотрелись успешнее. В сиквеле ситуация только усугубилась – стало совершенно невозможно уловить разницу между здравым восприятием реальности Артуром и его воображением. Понятно, что музыкальные номера он выдумал. Скорее всего, никто не позволил бы ему самому представлять себя в суде. Наверное, в реальности охранники вряд ли стали бы угощать заключенного сигаретами. А остальное? Что в этой картине реально?
Была ли Ли беременна?
"Безумие на двоих" радикально изменило структуру отношений Джокера и Харли Квинн. В фильме Филлипса Ли является психически неуравновешенной фанаткой заглавного героя, патологической лгуньей и хитрой манипуляторшей. Персонаж Леди Гаги несколько раз откровенно обманывает Артура, а их бурный роман заканчивается предполагаемой беременностью в результате встречи в одиночной камере. В итоге Ли бросает Флекка, после того, как тот отказался от образа Джокера, косвенно показывая, что и история с беременностью была частью ее представления. Но действительно ли это была всего лишь манипуляция? В финале Джокер исполняет песню, в которой есть слова о сыне – это часть его мечтаний или уверенность в том, что его род продолжится?
Кто взорвал здание Суда?
Действие фильма разворачивается в двух главных локациях – в тюремных стенах психиатрической больницы Аркхэм и в зале готемского городского суда. В последнем Артур безуспешно берется защищать себя сам от обвинения в убийствах, но вскоре терпит крах. В момент оглашения приговора у стен суда взрывается автомобиль, зал заседания получает повреждения, несколько присутствующих погибает, прокурор Харви Дент получает травмы, уродующие половину его лица, а Флекк сбегает. Во всем этом остается вопрос – на что был нацелен взрыв? Ажиотаж вокруг дела Джокера вроде бы указывает на то, что толпа желала освободить "революционера". Но столь же вероятно и то, что бомба должна была убить Артура. И заложить ее могли люди Ли, вы же заметили, что она покинула зал незадолго до атаки, продемонстрировав разочарование своим кумиром, отказавшимся от имени.
Кто был посетителем Аркхэма?
После побега из зала суда Артур вновь был схвачен и помещен в тюремный блок Аркхэма. В самом финале картины Флекк вдруг получает сообщение о том, что к нему пришел посетитель. Заключенного препровождают охранник и молодой сокамерник, который вдруг выхватывает заточку и наносит Артуру несколько смертельных ударов, после чего наносит увечья и себе. Судя по тому, как всё было обставлено, посетитель действительно был важен и для Джокера, и для больничного руководства, поэтому сложно не задаться вопросом – кто же пришел в Аркхэм? Был ли это Дент в облике Двуликого? Или может к Артуру пришел Загадочник? А может, визитером был Томас Уэйн? Впрочем, возможно, посетителя и вовсе не было, а Флекка вывели в коридор только для убийства...
Почему Артур отказался от существования Джокера?
Признание себя Джокером было одним из ключевых событий первого фильма, и тем интереснее то, что в сиквеле Артур Флекк вдруг решил отказаться от своего альтер-эго и заявить в суде о том, что никакой другой его личности никогда не существовало, а все злодеяния он совершил сам. Это странно, ведь такое признание противоречит событиям первой картины – у его альтернативного образа были толпы поклонников, а ключевое перевоплощение на шоу Мюррея Франклина запечатлено на видео. Вероятно, Артур рассчитывал на снисхождение присяжных, а режиссер даже оставил намек на то, что реальный Джокер – это тот человек, который убил Флекка в тюрьме. Но здесь всё равно что-то не бьется.
Не является ли дилогия "Джокер" приквелом чего-то большего?
Финальная сцена гибели Флекка делает невозможным продолжение его истории, несмотря на то, что в комиксах воскрешение мертвых персонажей – обычное дело. Нет, полагаю, что Артур выбыл из этой гонки. Но это не означает, что закончена история вселенной, выстроенной вокруг него. Всё дело в том, что судьба Джокера здесь была слишком далекой от канонов, а вот линии других персонажей словно бы только вырисовывались, причем так, будто бы в будущем они станут ведущими героями какого-то нового фильма. Смотрите, что произошло в "Джокере" и "Безумии на двоих": родители Брюса Уэйна убиты, молодой Альфред выступил защитником Брюса, Харлин Квинзелл изучала психологию и общалась с пациентами Аркхэма, Харви Дент получил увечья лица, работая заместителем прокурора. Но самое интересно то, что реальным Джокером может, действительно, оказаться не Флекк, а тот убийца, который пырнул Артура в финале. Неслучайно же он вырезал себе улыбку. Может, "Безумие" – всего лишь вступление для подлинной симфонии хаоса?
Есть ли у фильма альтернативная концовка?
Концовка "Безумия на двоих" оказалась мрачнее, чем предполагало большинство зрителей. Особенно в отношении судьбы Артура, чей смертный приговор оказался приведен в исполнение раньше, чем кто-либо рассчитывал. И от этого часть зрителей почувствовала себя обманутой, ведь в трейлерах и промо-материалах мы видели совсем другие кадры. В роликах и кадрах нам показывали Джокера выходящим на свободу из зала суда, вы легко найдете кадры с Ли и Артуром исполняющими торжествующий танец на знаменитой протяженной лестнице в окружении полиции и зевак. Что же это было? Видения Флекка, не получившие место в фильме? Или у Тодда Филлипса припрятан альтернативный финал, в котором Харли и Джокер счастливо спасаются от преследования властей? Ждем выхода фильма на BluRay – может, там будут дополнительные сцены?
Нет ли связи между фильмами Филлипса и Нолана?
Этот пункт не столько вопрос, сколько теория – есть некоторые основания полагать, что в финальную сцену "Безумия" Тодд Филлипс заложил "пасхалку", связывающую его картину с "Темным рыцарем" Кристофера Нолана. Фокус тут вот в чем. Очевидно, что Артур Флекк в фильме не слишком похож на Джокера из бумажных комиксов и других фильмов о Бэтмене. Зато персонаж, который прикончил героя Хоакина Феникса в коридоре Аркхэма и вырезал себе улыбку на лице, не просто напоминает Хита Леджера, но и наносит себе шрамы ровно такие, как у Джокера Нолана. У Филлипса не было никаких особенных причин так поступить с героем актера Коннора Сторри, но "улыбка" на его лице появилась. А поскольку мы не знаем, "откуда эти шрамы" у Джокера из "Темного рыцаря", это может быть связующей нитью двух картин.
Я могу понять, почему сиквел многих оставил разочарованными. Критики увлеклись препарированием музыкальных номеров, фанаты оригинала были шокированы отказом Флекка от личности Джокера, рядовой зритель заскучал в отсутствии действительно ярких, динамичных сцен. Но ровно этим же "Безумие" и прекрасно – Тодд Филлипс перевернул любые ожидания и установил новые стандарты комикс-драмы. Мы по-прежнему имеем более сложный взгляд на природу зла, чем это принято стандартами бумажных комиксов, у нас есть уникальный мир, в котором сплетены реальность и вымысел, мы получили несколько блестящих актерских работ. Радоваться нужно, а не ругаться.
Делитесь своим впечатлениями от просмотра картины о Джокере, в которой всё не то, чем кажется, а я пока переключусь на другие темы – нам есть о чем поговорить. Если вы любите не только смотреть фильмы и сериалы, но и читать о них, заглядывайте на канал Киноведа в штатском регулярно – у нас бывает интересно. А еще лучше – подписывайтесь на нас в телеграме, тогда вы точно ничего не пропустите. Смотрите, читайте, не болейте, берегите себя и близких, соблюдайте рекомендации специалистов, и...
Увидимся в кино!
Дополнительные материалы: