Сашка открыл глаза и минуты две разглядывал картину нарисованную на плюшевом ковре, висящим на стене у его кровати. Яркие цвета плюша, искрясь переливались на утреннем солнце, которое наполняло комнату воздушностью и ожиданием новых событий дня. Сюжет на ковре изображал моряков, отплывающих от тропического острова, на бросившим якорь недалеко от него старинном корабле с белыми парусами. Кроны больших деревьев, словно живые анаконды, нависали над пенистыми волнами морского прибоя, поднимающего деревянную шлюпку, с погруженным в неё оббитым кованным металлом деревянным сундуком. Два пирата, сильными мускулистыми руками изо всех сил удерживали её за борт по направлению носом к кораблю, и с усилием упираясь ногами в песок, по колено в пенистой воде, пытались оттолкнуть её подальше от берега.
Сашка любил, разглядывать изображение на ковре, по долгу мечтать и представлять себя сильным, смелым и отчаянным путешественником плавающим на старинном парусном корабле, открывающим неизведанные ещё никому тропические острова в Индийском океане.
Шёл последний месяц жаркого лета перед школой. Два дня назад родители привезли Сашку из деревни на поезде и в голове у него всё ещё раздавался дробный стук вагонных колес, а в носу ощущался специфические запахи паровозной копоти и мазута, которым пропитывались деревянные шпалы, а также раскалённого металла обкатанных до блеска дамасской стали железнодорожных рельс.
Все мальчишки в его дворе, считали своим первоочередным «хозяйственным» долгом найти на земле большущий ржавый гвоздь и заранее подложить его на рельсу перед идущим товарным поездом, чтобы затем обжигая поочерёдно руки, перебрасывать его с одной руки на другую, и управляемые инстинктом древних предков, оценить, хорошо ли получится из расплющенного гвоздя нож или наконечник стрелы для самодельного лука, из которого можно было учиться меткости, стреляя в нарисованную на деревянном заборе школьным мелом мишень.
Вспомнив, что сегодня особый день, Сашка вскочил с кровати, быстро накрыл её покрывалом и наскоро позавтракав на кухне приготовленным для него завтраком, громко сообщив родителям в приоткрытый дверной проём родительской спальни, что ушёл гулять, быстро выскочил на улицу.
Одна из двух серых панельных девятиэтажек, куда Сашкины родители переехали в начале семидесятых, ещё пахла свежей краской в подъездах, а контингент семей населявших её был достаточно молодым, поэтому ватага местных пацанов, примерно одного возраста, собирающихся гурьбой во дворе была достаточно внушительной. Для развлечений у пацанов было всё, о чем только мог мечтать подросток. Железнодорожная одноколейная ветка до расположенной недалеко шоколадной фабрики «Россия», проходила прямо за забором средней общеобразовательной школы. В нескольких метрах от девятиэтажек, казавшихся огромными свечками среди существующей застройки частично сносимого частного сектора, располагался спортивный комплекс военной части со стадионом, хоккейным кортом и всевозможными спортивными секциями, цель пробраться незаметно на территорию которой для каждого мальчишки была сродни подвигу перехода разведчиков через государственную границу. Периодические облавы железнодорожников и военных результатов не приносили, поэтому жилось мальчишкам в новом микрорайоне достаточно вольготно.
А началось всё из-за неожиданного переезда Сашкиных соседей по площадке, в старый пятиэтажный фонд за железнодорожной веткой, где располагался продуктовый магазин и куда Сашку частенько родители посылали за молоком и хлебом.
Игорь, так звали соседского мальчишку, с которым все уже успели подружиться, очень переживал из-за развода своих родителей и переезда в другой дом. В качестве протеста он сбегал из нового дома и играл с мальчишками в Сашкином дворе, заставляя свою мать постоянно волноваться и искать его. Однажды, к огромному смущению всех ребят, мать в отчаянии и со слезами на глазах пришла во двор на скамейку, где ребята постоянно собирались и попросила Сашку проговорить с её сыном.
Мальчишеская честь и понятие справедливости, основанные на патриотических книгах и фильмах были всегда очень сильны. Гнев и обида быстро сменялись благородством и прощением, выяснение отношений до первой крови были вершиной конфликта и результатом последующей долгой дружбы. Сильный защищал слабого, а проблемы взрослых были ещё никому непонятны. Поэтому проблему Игоря ребята решили по своему...