Часть 5
Землю крестьянам!
Вернусь снова к описанию жизни невесток в семье. Как я уже раньше писала, невестке, у которой был грудной ребенок, было очень трудно. Времени почти не было для новорожденного. Не успевали его даже покормить, а что говорить о том, чтобы покупать! Да еще и не любимые с Полей невестки. Подают на стол, ребенка привязывают к груди, чтобы накормить на ходу.
А если не управлялись невестки, так свекровь еще и била их, что бы были поворотливей. И вот что получилось у моей мамы (Груни) и у Поли - первые дети умерли из-за плохого ухода. Бабушка говорила, что обносилась, так что не в чем было ходить. Татьяне покупают – любимой, а им нет.
И вот в село приехали с города специалисты, и предлагают крестьянам сдавать молоко. Определять жирность молока, сепарировать. За молоко и за его жирность крестьянам платили. Крестьяне согласились сдавать молоко. А вот кто его будет принимать? Не находится никого. Ну, за эту работу взялась моя мама (Груня). Тот человек, который привез приборы, для определения жирности молока и сепаратор, сказал маме: «В какую среду Вы попали, Вам не в таком обществе жить, вы очень грамотный и интеллигентный человек». И вот бабушка начала зарабатывать деньги, на которые она уже могла купить себе все необходимое, для первого случая. После в село приехали люди, которые предлагают осваивать целинные земли. С села за это взялись два брата Древаля - Яков Егорович и Василий Егорович. Поехали смотреть эти земли. Понравилось. Приехали в село, и много записалось на освоение этих земель. Выехали.
И вот как бы начинаю вновь жизнь. Земли родючие (плодородные). Хорошо родило! Но нужно строить и жилище для жизни. Построили хату дяди Васи, дяди Егору, это было село Довжик. А мой отец построил себе в селе Петровское. Село от села было не далеко. В селе Петровском и сестра моего отца была замужем за Мищенко Михаилом. Для дедушки Егора с бабушкой Параской, слепили небольшую землянку, и они жили отдельно. Старикам жилось неплохо, пили да по гостям ходили, а дети работали. Труженики были! Постепенно разбогатели. Купили трактор, веялку, косилку. Что бы не косой косить хлеб, а косилкой. Косилка была на двух колесах. Дно косилки ровное, бока возвышенные. В направлении колосков, дно было зубчатое, и сидение сбоку. И вот лошадей запрягают в эту косилку. Они ее везут, она вращается на колесах. И еще, почти из зубцов днища, вмонтированы такие крылья (как лопасти), лошади везут косилку крылья захватывают, колосья, а этими зубцами скашивают колоски. А человек сидит на сидении с вилами и сбрасывает с днища вилами на землю. Вслед за косилкой идут женщины (невестки), берут пучок колосьев, быстро скручивают жгут, берут хорошую охапку колосьев и перевязывают сноп. И вот сноп к снопу, колосья вверх и так сохнет. Женщины убирают скошенное так, чтобы ни одного колоска не было на земле.
Вот так они жили и трудились. Что бы я хотела отметить. Выйдешь на огород (это я помню) бакша (бахчи), дыни, кавуны, доспеют так, что полопаются. На бакше аромат идет от дынь, а дыня как бы с крупинок вся слеплена, вкусная (таких дынь сейчас уже нет). И арбузы большие сочные, вкусные. Сейчас таких нет!