Найти в Дзене
Ф|Б

Об основаниях познания

Любое осмысленное суждение является представлением, которое, может состоять не только из зрительных образов, но и слуховых, и др. Хотя, главным инструментом нашего мышления являются зрительные образы. Само по себе восприятие необязательно сопровождается осмысленным суждением, но осмысленное суждение есть ясное представление (воображение). Восприятие, по-видимому, не обходится без представления, но внимание, несосредоточенное в достаточной степени на представлении, не порождает и ясного, осмысленного суждения. Суждение есть представление, а ясность суждения есть ясность представления. Достоверность или истинность суждения, как было показано, существует внутри конкретной, определенности, которая может существовать в рамках некоего соглашения. Например, если среди выбранных предметов, все либо красные, либо желтые, то всегда существует достоверный ответ на вопрос, - "каков цвет предмета?". Хотя, в реальности сложно, точно определить разницу, например, между красным и очень близким к крас

Любое осмысленное суждение является представлением, которое, может состоять не только из зрительных образов, но и слуховых, и др. Хотя, главным инструментом нашего мышления являются зрительные образы. Само по себе восприятие необязательно сопровождается осмысленным суждением, но осмысленное суждение есть ясное представление (воображение). Восприятие, по-видимому, не обходится без представления, но внимание, несосредоточенное в достаточной степени на представлении, не порождает и ясного, осмысленного суждения.

Суждение есть представление, а ясность суждения есть ясность представления.

Достоверность или истинность суждения, как было показано, существует внутри конкретной, определенности, которая может существовать в рамках некоего соглашения. Например, если среди выбранных предметов, все либо красные, либо желтые, то всегда существует достоверный ответ на вопрос, - "каков цвет предмета?". Хотя, в реальности сложно, точно определить разницу, например, между красным и очень близким к красному.

Любые осмысленные утверждения, в итоге, говорят о совокупности свойств и отношений, присущих объектам (таких, как цвета, формы, положения в пространстве и т. п.). Но, строго говоря, по отношению к реальным объектам, они являются гипотезами. Сами же свойства и отношения определены на множествах (классах) свойств и отношений, по соглашению, на основании проведенных различий.

Предположим, некий человек говорит - "это стол". Говорит ли он истину или ложь?

Человек, говорящий "это стол", скорей всего, имеет в виду, что данный объект обладает некими свойствами, присущими объектам, которые называются столами. Из чего он заключает, что этот объект - стол. Но если бы мы попросили этого человека дать определение понятия "стол", то вряд ли он смог бы сходу дать исчерпывающий ответ. Значит, его утверждение не может быть истинным, в строгом смысле слова, потому что оно не подразумевает исчерпывающего определения стола. Оно является гипотезой. Такие гипотез мы высказываем постоянно, совершая, как нам кажется, несущественные для нас ошибки. Мы действуем по принципу возможного успеха.

Установление различия является фундаментальным принципом познания. Тождество, которое не основанно на ясном различии, всегда будет гипотезой. Ясное же различие достоверно. Если мы полагаем тождество, то мы можем ошибаться. Ясное же различие, не может оказаться тождеством, а третьего не дано.

На языке логики высказываний различие может быть выражено функцией Шеффера "|" (штрихом Шеффера). A|B утверждает, что суждения А и В - несовместимы по истинности (не могут быть одновременно истинны), а все остальное возможно. Если А и В - совместимы по истинности, то утверждение A|B - ложно, в других же случаях оно не является ложью, т. к. ничего кроме несовместимости оно не утверждает.

С помощью одной только функции Шеффера можно выразить любое утверждение. Этот факт является доказанным. Например, доказано следующее: 

не-A = A|А, 

A -> B = A|не-B = A|(B|B),

A или B = не-A|не-B = (A|A)|(B|B)

A и B = не-(A|B) = (A|B)|(A|B)

Тождество (A = B) на языке логики выражается так: (A -> B) и (B -> A). Откуда, с помощью функции Шеффера: (A -> B) и (B -> A) = A|(B|B) и B|(A|A) = (A|(B|B))|(B|(A|A)).

Таким образом, если у нас есть множество различных объектов, то возникают и логические отношения заданные этими объектами. Если же ясного различия не обнаруживается, то и тождество, и различие будут гипотезами. 

Однако различие может быть проведено достоверно только между объектами представления. Существование же в реальности объектов представления и представляемых различий между реальными объектами является гипотезой. Тем не менее, различие, как фундаментальное свойство, существует, поскольку, реальные объекты существуют и различны.

В самом деле, кажущиеся различия или кажущиеся объекты возможны благодаря тому, что кажущиеся объекты являются некой временной (или даже постоянной) комбинацией реальных объектов, т. е. благодаря тому, что реальные объекты, по своей природе, образуют сложные комплексы (временные или постоянные). Если бы сложных комплексов не существовало, то, либо каждый объект существовал бы независимо от всех других, либо ни одно мгновение никогда, и ни в чем не могло бы быть схоже с другим. И в том и в другом случае, объекты были бы одновременно и всем и ничем. Но и то и другое допустить невозможно, значит, все объекты зависимы между собой и события повторяются. Более не углубляясь в метафизику, можно принять, что реальные объекты, по своей природе, образуют сложные комплексы. То же самое можно сказать и о сложных комплексах, - они (в частности, с элементарными объектами) образуют сложные комплексы.

Из всего этого следует, что всякое различение выделяет сложный комплекс, образуя классы сложных комплексов. Сложные комплексы, неизменные достаточно длительное время, мы называем объектами. Все остальное мы называем процессами (более абстрактно - явлениями или событиями). 

На основе этой онтологии, можно получить все виды логических отношений.

Приведу элементарный пример: Пусть, имеются объекты a и b. И, пусть, имеется комплекс: S такой, что S включает a, b, и a, b не существуют отдельно от S. Тогда, возможны такие утверждения:

A: "имеется объект a", B: "имеется объект S", С: "имеется объект b"

Тогда, очевидно:

A|не-B, т. е. A -> B,

B|не-A, т. е. B -> A,

и далее, точно так же:

C -> B, B -> C, A - > C, C -> A.

При этом, отношение объектов a и b к комплексу S, как было замечено, всегда, в строгом смысле слова, является гипотезой. Следовательно, все указанные логические выводы, в строгом смысле слова, являются гипотезами.

Таким образом, основанием познания, является способность проводить различия и делать умозаключения о них.

Способность проводить различия дана от природы, но способность делать умозаключения является приобретённым навыком.

Для поддержки развития канала, ставьте лайки, делайте комментарии, и не забудьте подписаться.