Найти в Дзене
Cat_Cat

Хулиан Ромеро де Ибаролла. Железный солдат Испании. Часть 2

Итак, в прошлой части мы прервались на душещипательном моменте ожидания схватки двух благородных идальго. Не буду тянуть кота за los cojones и перехожу к рассказу.

Детального описания поединка, к сожалению, найти не удалось. Понятно, что это был не классическая сшибка на копьях через барьер, скорее вольная схватка верхом на огороженной площадке, в тяжелых доспехах и с неким выбором оружия. Поединок начался вполне предсказуемо — Ромеро был моментально выбит из седла гораздо более опытным противником. Казалось, исход очевиден, но испанский капитан и не думал сдаваться. В невероятном пируэте, которому позавидовал бы любой матадор, Ромеро закалывает коня де Мора и мастерски владея шпагой и дагой обрушивает на спешенного противника град ударов. От такого бешеного напора де Мора лишился оружия и вынужден был признать свое поражение — кинжал у горла это слишком красноречивый аргумент. Последние слова извинений заглушил гром оваций, такой красивой победы не ждал никто. Поединок принес Хулиану Ромеро славу, солидный денежный приз от Франциска I, а также звание рыцаря от короля Англии.

Противостояние конного и пешего согласно трактату De Arte Athletica, сер. 16 века. Не является рекомендацией к действию.
Противостояние конного и пешего согласно трактату De Arte Athletica, сер. 16 века. Не является рекомендацией к действию.

Вскоре испанские наемные части возвратились во Фландрию. Испания признала полученный в Англии чин капитана и Ромеро продолжил командовать войсками, отметившись в едва ли не всех значимых конфликтах того времени. Защищал Льеж. Участвовал в Пикардийском походе. Состоял в свите сына Карла V, Филиппа, когда тот находился в Англии после брака с Марией Тюдор.

В 1557 году он принимает участие в битве при Сен-Кантене. Сражение закончилось беспощадным разгромом французской армии, но и Хулиан Ромеро понес там утрату — первую из многих. Лечение пулевых ранений долгое время оставались для военной медицины неразрешимой задачей. Если стрела или клинок в большинстве случаев оставляли более-менее чистую и легко затягивающуюся рану, то летящая на относительно небольшой скорости круглая аркебузная или мушкетная пуля оставляла в месте попадания натуральный фарш. Разорванные ткани, затянутые в раневой канал клочки одежды, баротравма — всё это превращало пулевое отверстие в готовый очаг сепсиса, неизбежный в антисанитарных условиях того времени. Склонность пулевого ранения к воспалению долгое время приписывали некоему «пороховому яду» и рекомендовали заливать раневой канал кипящим маслом, хотя врачи посообразительнее всё же обходились теплым вином. Словом, чтобы в те времена пережить не только ранение, но и лечение, надо было иметь просто конское здоровье и иммунную систему. Хулиану Ромеро мушкетная пуля раздробила колено, что в условиях медицины того времени неизбежно привело к ампутации. Казалось бы, на этом должна закончиться любая военная карьера, даже в наши дни. Тот же Игнатий Лойола вынужден был сменить путь солдата короля на путь солдата Господа только из-за неправильно сросшегося перелома. Не из такого теста был слеплен Хулиан Ромеро де Ибаролла. Он подает королю прошение остаться в действующей армии — и получает согласие. Более того, пораженный такой несгибаемой отвагой король в 1558 году принимает его в Орден Сантьяго (Великий военный орден Меча святого Иакова Компостельского). В том же году, спустя всего год после ампутации, он принимает участие в битве при Гравелинах (не путать с морским сражением 1588го).

В 1565 году турки осаждают Мальту — и Ромеро вместе с Сицилийской Терцией отправляется на помощь ионнитам. В сентября того же года умирает командир терции, Мельчор де Роблес, и Хулиан Ромеро занимает его место, получив титул maestre de campo, что примерно равнялось званию маршала в наши дни. Помимо непосредственного управления терцией маэстро де кампо также обладал высшей судебной властью и руководил распределением продуктовых и военных припасов.

В 1567 году Ромеро перебрасывают во Фландрию — бороться с восстанием в Нидерландах. В 1568 году испанцы сойдутся с армией повстанцев под командованием Людвига фон Нассау-Дилленбургского (брат Вильгельма Оранского) в битве при Йеммингене. Битва проходила на поле со сложным рельефом, к тому же зажатым между двумя реками. Голландцы имели преимущество в живой силе, но вот только это было в основном ополчение, которое даже близко не шло в сравнение с саблезубыми ветеранами los terchios espanoles. Людвиг фон Нассау не питал иллюзий по поводу качества своих войск, потому расположил их на хорошо укрепленных позициях. Кроме того, голландцы разрушили ближайшие дамбы, превратив низину в труднопроходимое болото. Отряд под командованием Хулиана Ромеро выдвинулся на передовые позиции и занял мост, который служил ключом к переправе. В течение нескольких часов за счет меткой и слаженной стрельбы испанский отряд в полторы тысячи человек сдерживал почти восьмикратно превосходящее войско повстанцев, стягивая на себя из окопов всё больше сил противника. Тем временем остальное войско испанцев брело через затопленную местность, пока не зашло противнику во фланг. Фон Нассау приказал войскам отступить в траншеи. И, возможно, они даже успели бы это сделать. Но авангард под командованием Хулиана Ромеро, люди, которые несколько часов вели изматывающий бой на пределе своих сил, рванулся в бешеную атаку, набросился на отступающего противника и обратил деморализованных голландцев в бегство. Бегство закончилось резней, тысячи голландцев нашли свою смерть от испанских клинков или утонули в реке. Людвиг фон Нассау вынужден был искать убежища в Германии.

Построение испанской терции в бою
Построение испанской терции в бою

В 1572 г. он вернется во Фландрию и снова столкнется с Хулианом Ромеро в битве под Монсом. Голландцам эта битва будет стоить еще одного поражения, а Ромеро потеряет в битве руку. И снова останется в войсках.

Менее, чем через год Хулиан Ромеро будет сражаться под стенами Гарлема. Многомесячная сложная и кровавая осада вновь закончится победой испанского оружия, а Хулиан Ромеро лишится в бою глаза.

Можно еще долго продолжать перечисление войн и сражений, в которых участвовал Хулиан Ромеро де Ибаролла. Это был истинно испанский солдат — несгибаемый, бесстрашный, беспощадный к себе, но еще более беспощадный к врагам. Солдаты под его командованием огнем и мечом пройдут по Фландрии, зальют потоками крови улицы Зютфена и Наардена и устроят бесчеловечную даже по меркам не слишком-то гуманного 16 века резню в Антверпене. Он стал легендой своего времени, простой солдат, поднявшийся до вершин чинов и славы. Несгибаемый солдат короля, отдавший войне 44 года жизни, треть своего тела, трех родных братьев и одного из сыновей. Воплощение своего жестокого века.

13 октября 1577 года во время очередного военного похода своей терции Хулиан Ромеро де Ибаролла скончался в седле, даже последние минуты своей жизни посвятив войне.

Хулиан  Ромеро де Ибаролла и его святой покровитель. Портрет нарисован Эль  Греко в 1612 году по заказу единственной дочери Ромеро, Франциски. Обе  руки на месте, вероятно по канону или по желанию заказчицы, остальные  увечья задрапированы в лучших традициях соцреализма.
Хулиан Ромеро де Ибаролла и его святой покровитель. Портрет нарисован Эль Греко в 1612 году по заказу единственной дочери Ромеро, Франциски. Обе руки на месте, вероятно по канону или по желанию заказчицы, остальные увечья задрапированы в лучших традициях соцреализма.

Автор: Дмитрий Шуман