В рамках проекта разработки концепции создания и развития автоматизированных систем управления знаниями и компетенциями представлен следующий набор основных терминов и их определений. Приводятся в порядке, рекомендуемом для ознакомления, с указанием источника в случае цитирования.
Предметная область
– множество всех предметов, свойства которых и отношения между которыми рассматриваются в научной теории. В логике – подразумеваемая область возможных значений предметных переменных логического языка [Предметная область // Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. А. М. Прохоров. — 1-е изд. — М. : Большая российская энциклопедия, 1991. — ISBN 5-85270-160-2].
Контент
– информация и иное содержимое, доводимое до пользователя [ГОСТ Р 52872-2019 Интернет-ресурсы и другая информация, представленная в электронно-цифровой форме].
Знание
– осведомленность или понимание кого и чего угодно, которое можно логически или фактически обосновать и эмпирически или практически проверить [Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А. А. Ивина. 2004].
– обладание информацией, позволяющей решить какую-либо задачу [Григоренко Андрей Юрьевич. Религиоведение. Учебное пособие для студентов педагогических вузов. — Издательский дом "Питер", 2008-03-04. — 507 с. — ISBN 9785911808662].
Компетенция
– способность специалиста (работника) решать определённый класс профессиональных, социальных и личных задач.
Профессиональные компетенции (hard skills)
– специализированные знания и умения, необходимые работнику для эффективного решения задач в производственной деятельности [Ксения Мальцева. Профессиональные компетенции на практике. http://www.hrmedia.ru/node/1626].
Надпрофессиональные компетенции (soft skills)
– общие и специализированные знания и умения, а также личностные качества, внутренние установки, мотивы, ценности и персональный опыт работника, не относящиеся непосредственно к его производственной деятельности, но способствующие эффективному решению широкого круга задач профессионального и личного характера.
– набор личностных качеств, внутренних установок, предрасположенностей, мотивов и ценностей, имеющихся у личности, формирующие ее внутреннюю структуру самоорганизации действий [НСКК АСИ, 2012].
Метапрофессиональные компетенции (meta skills)
– специализированные знания и умения, а также личностные качества, внутренние установки, мотивы, ценности и персональный опыт, применяемые работником для анализа, оценки и комплексной актуализации собственных знаний, умений и навыков с целью системного и осознанного повышения уровня профессиональных, надпрофессиональных и метапрофессиональных компетенций. Метапрофессиональные компетенции могут рассматриваться как часть надпрофессиональных компетенций или как часть компетенций самоактуализации.
Компетенции самоактуализации (self skills)
– специализированные знания и умения, а также личностные качества, внутренние установки, мотивы, ценности и персональный опыт, применяемые для глубокого понимания и осознания самого себя (своих желаний, эмоций, целей, потребностей) с целью собственного гармоничного развития, рациональной и бережливой заботы о самом себе, эффективного управления собственными эмоциями и рационального удовлетворения потребностей в самореализации и самоактуализации. Компетенции самоактуализации могут рассматриваться как особая часть надпрофессиональных компетенций или как часть метапрофессиональных компетенций.
База контента
– упорядоченная совокупность информации и иного содержимого о целевой предметной области, которая доступна определенному кругу пользователей.
Единица хранения информации
– целевым образом обособленная единица информации, сохраняемая на физическом носителе в виде файла или части файла (единица хранения информации может содержать одну и более единиц контента/описания знаний или отдельную часть единицы контента/знаний).
Единица контента
– целевым образом обособленная единица информации управляемая как отдельная самостоятельная часть общего контента.
Виральность контента
– рост числа новых пользователей, потребляющих контент по рекомендации от пользователей, потребивших контент ранее.
Управление контентом
– совокупность связанных процессов и технологий позволяющих собирать, обрабатывать и публиковать (доводить до пользователя) информацию в требуемых форме и формате на требуемых носителях
Процедура работы с контентом
– последовательность операций, которые выполняются одним или несколькими пользователями с одной или несколькими взаимосвязанными единицами контента с целью повышения качества их содержания.
Система управления контентом (CMS)
– информационная система (компьютерная программа), используемая для создания, изменения и обеспечения доступа к цифровому контенту [Managing Enterprise Content: A Unified Content Strategy. Ann Rockley, Pamela Kostur, Steve Manning. New Riders, 2003].
Контент-сервисная платформа (CSP)
– интегрированная платформа, которая предоставляет ориентированные на контент сервисы, репозитории, API-интерфейсы, решения и инструменты обработки бизнес-данных для поддержки цифрового бизнеса и трансформации [https://www.gartner.com/reviews/market/content-services-platforms].
База знаний
– база данных, содержащая правила вывода и информацию о человеческом опыте и знаниях в некоторой предметной области [ISO/IEC/IEEE 24765-2010, Systems and software engineering — Vocabulary].
– онлайн-библиотека для самообслуживания, в которой хранится информация о продукте, услуге, отделе или теме [Atlassian – https://www.atlassian.com/ru/itsm/knowledge-management/what-is-a-knowledge-base].
Единица описания знаний
– целевым образом обособленная единица информации управляемая как отдельная самостоятельная содержательная часть знаний (единица контента, дополненная разметкой и/или описанием семантических единиц и их связей, может являться единицей описания знаний).
Качество описания знаний
– характеристика содержания и взаимосвязанности описываемых (формализуемых) знаний, обусловливающая пригодность удовлетворять потребности в знаниях из заданной предметной области или тематики (определяется по совокупности потребительских и технологических параметров и/или по удовлетворенности клиентов системы).
Семантическая модель
– информационная модель предметной области, имеющая вид ориентированного графа, в котором вершины соответствуют объектам предметной области, а дуги (рёбра) задают отношения между ними. Объектами могут быть: понятия, события, свойства, процессы [Roussopoulos N.D. A semantic network model of data bases. — TR No 104, Department of Computer Science, University of Toronto, 1976].
Онтология
– (в информатике) формализация целевой области знаний с помощью концептуальной схемы (модели), которая описывает абстрагированные понятия (классы), конкретные экземпляры (индивиды), а также их атрибуты и отношения (связи).
Инженерия знаний
– разработка экспертных систем и баз знаний (относится ко всем техническим, научным и социальным аспектам, связанным с построением, поддержкой и применением систем, использующих знания) [Гаврилова Т.А., Кудрявцев Д.В., Муромцев Д.И. Инженерия знаний. Модели и методы. — Лань, 2016. — 324 с.].
Трансдисциплинарность
– научный подход, предполагающий изучение проблем, задач и вопросов совокупно исходя из нескольких точек зрения, присущих различным научным дисциплинам, течениям, школам и предметным специализациям, с поиском сбалансированного обоснованного практически реализуемого решения.
Управление знаниями
– систематические процессы по созданию, сбору, накоплению, сохранению, распределению и применению знаний [Гапоненко А. Л. Управление знаниями. — 2001. — 60 c].
– обеспечение обмена как формализованными, так и неформализованными знаниями в организации [https://www.talent-management.com.ua/upravlenie-personalom/upravlenie-znaniyami/].
– процесс создания, отбора, использования знаний, а также совместного доступа и управления ими в одной организации или нескольких отраслях [https://www.atlassian.com/ru/itsm/knowledge-management].
Экосистема знаний
– подход к управлению знаниями, направленный на развитие взаимодействий между участниками обмена, упрощение процесса принятия решений и стимулирование инноваций благодаря эволюции сотрудничества между агентами [Paul Shrivastava (1998) Knowledge Ecology: Knowledge Ecosystems for Business Education and Training].
Система управления знаниями (KMS)
– информационная система, обеспечивающая создание, функционирование и развитие базы данных, содержащей правила вывода и информацию о человеческом опыте и знаниях в некоторой предметной области, в том числе организующая поставку знаний в базу и получение знаний из базы заинтересованными пользователями.
Определение компетенции
– краткое название или расширенное описание компетенции, позволяющее однозначно выделить её в общей совокупности компетенций, которыми обладает специалист (работник).
Формализация компетенции
– детальное целостное определение компетенции по установленным правилам и принципам описывающее (алгоритмически, схематически, понятийно, визуально или иным образом) способ, который применяет специалист (работник) для решения определённого класса профессиональных, социальных и личных задач.
Единица описания компетенций
– одна или несколько взаимосвязанных единиц описания знаний, которые определяют или формализуют отдельную компетенцию специалиста (работника).
Цепочка компетенций
– связанная совокупность компетенций, позволяющая одному или нескольким специалистам (работникам) поэтапно решать определенный класс сложных составных задач.
Сеть компетенций
– связанная совокупность компетенций, позволяющая комплексно команде специалистов (группе работников) решать связанный набор классов сложных составных задач, относимых к целевой предметной области.
Профиль компетенций
– упорядоченная совокупность определений и/или формализаций компетенций, которыми обладает или должен обладать специалист (работник), решающий определенный класс профессиональных, социальных или личных задач.
Модель компетенций
– упорядоченная совокупность определений и/или формализаций компетенций, которые необходимы для решения связанного набора классов сложных составных задач, относимых к целевой предметной области.
Динамическая модель компетенций
– модель компетенций, в которой управляемо изменяются определения и формализации компетенций, их порядок и связи, для приведения в соответствие с отслеживаемыми изменениями решаемых задач и целевой предметной области.
Управление компетенциями
– систематические процессы по определению потребностей, формированию, выявлению, анализу, оценке, улучшению, трансферу и применению компетенций как имеющихся у отдельного специалиста (работника) или группы специалистов (работников), так и требуемых отдельному специалисту (работнику) или группе специалистов (работников) для решения определенного класса задач.
Система управления компетенциями (SMS)
– информационная система, обеспечивающая создание, функционирование и развитие базы данных, содержащей информацию о компетенциях имеющихся и/или требуемых для решения связанного набора определенных классов профессиональных, социальных и личных задач, относимых к целевой предметной области, в том числе организующая поставку определений и формализаций компетенций в базу и получение определений и формализаций компетенций из базы заинтересованными пользователями. Может включать подсистему обучения – подсистему освоения компетенций, как способ изучения заинтересованными пользователями необходимых им компетенций.
Инструменты управления знаниями и компетенциями
– технические, методические и технологические средства, обеспечивающие ручное или автоматизированное исполнение работ и процессов по созданию, сбору, накоплению, сохранению, распределению и применению знаний и компетенций.
Платформа сервисов управления знаниями (KSP)
– цифровая платформа, которая предоставляет ориентированные на управление знаниями в целевой предметной области сервисы, репозитории, API-интерфейсы, решения и инструменты обработки данных.
Платформа сервисов управления компетенциями (SSP)
– цифровая платформа, которая предоставляет ориентированные на управление компетенциями в целевой предметной области сервисы, репозитории, API-интерфейсы, решения и инструменты обработки данных.
Модель сборки знаний
– правила и методы ввода (принятия в целевую систему) информации (от пользователей или иных информационных систем), вывода (выдачи из целевой системы) информации (по запросам пользователей или иных информационных систем) и обработки в целевой системе информации о человеческом опыте и знаниях в некоторой предметной области. Реализуется как часть функционала целевой системы, позволяющего эффективно обрабатывать по всей цепочке информацию сохраняя её технологическое, содержательное и семантическое качество.
Автор: Владислав Тюрин, эксперт по цифровой трансформации.