Найти тему
PSYCHO logicus

Гениальный советский психолог (1 минута 30 сек)

Если вас спросить о том, каких известных психологов вы знаете? Наверное, самый популярный ответ будет Зигмунд Фрейд. Затем Абрахам Маслоу, Карл Густав Юнг, Эрик Берн и ряд других фамилий. Вообще может создастся впечатление, что психология - это про Запад, именно там она всегда активно развивалась.

Человек, который более глубоко погружается в психологию как науку, знакомится с такими личностями, как Лев Семенович Выготский, Александр Романович Лурия, Алексей Николаевич Леонтьев. Границы начинаются расширяться. Оказывается, что советская психология оставила огромное наследие. Нам есть, чем гордиться, в самом позитивном смысле этого слова. Психология - это не только и не столько Зигмунд Фрейд.

Сегодня вспомним Льва Семеновича Выготского (1896−1934) - советского психолога, который за свою непродолжительную жизнь сделал много важных с точки зрения практики открытий.

Студент младших курсов психологического факультета в рамках курса общей психологии обязательно знакомится с таким понятием, как высшие психические функции (ВПФ). Именно Выготский ввел его в психологию.

У нас есть естественные психические функции, с которыми мы рождаемся, (например, мы обратим внимание на резкий шум – это непроизвольное внимание, мы его не контролируем, эта функция прошита внутри нас по умолчанию) и высшие психические функции – произвольное (контролируемое нами) внимание, речь, мышление, произвольная память, восприятие. ВПФ развиваются только в социальной среде. У ребенка в окружении людей развивается речь, чтобы можно было взаимодействовать с другими, он постепенно осваивает символы, обобщенные понятия, учится запоминать что-то, держать фокус внимания. Здесь можно остановиться и задуматься, насколько человек отличается от животного и насколько важно развитие в обществе.

Лев Семенович внес огромный вклад в психологию развития. Он впервые заговорил о психологическом возрасте, который определяется социальной ситуацией развития (отношение ребенка и социума на данном этапе развития: например, до 3-х лет ребенок находится в семье и это его социум, а после 3-х лет ребенок имеет потребность «выйти в свет» к другим людям, границы социума расширяются) и психологическим новообразованием (новые возможности, которые появляются у человека: например, в младенчестве малыш учится воспринимать окружающие предметы, реагировать на других людей, в младшем школьном возрасте постепенно осваивает абстрактное мышление, в подростковом возрасте у человека появляется способность к рефлексии). Данные понятия помогают осознать, какие этапы проходит личность на этапе своего развития, какие потребности у нее имеются в каждом отдельном возрасте.

Выготский говорил о кризисах развития, которые закономерны и необходимы. Кризис происходит, когда, условно говоря, «ребенок вырос из своих штанишек», ему нужны новые. Возникает противоречие между социальной ситуацией развития и новыми возможностями человека. Вот вам, например, и подростковый кризис, когда подросток уже практически готовый взрослый, но относятся к нему в социуме, как к ребенку, и всячески ограничивают.

Выготский выделил зоны развития. Есть зона актуального развития – то, что ребенок уже умеет здесь и сейчас без помощи и зона ближайшего развития – то, что ребенок может освоить при помощи взрослого (например, знает буквы, но составляет слова пока при помощи взрослого). Важно определить границы этих зон и обучение должно быть ориентировано на ближайшую зону развития: его нельзя тормозить, давая ребенку старые задания, которые он уже освоил, но и ускорять тоже не стоит, требуя от ребенка в 4 года умения читать.

Лев Семенович говорил о важности игры, об относительности оценки, внес огромный вклад в запуск коррекционной психологии.

Об этих вещах мы слышим сейчас, когда обсуждаем эффективные формы обучения и воспитания. Полезно знать, кто стоял у истоков – выдающийся психолог Лев Семенович Выготский.

Каких психологов вы знаете?