Школьный буллинг, употребление ПАВ, ранняя беременность, подростковая депрессия, неконтролируемые эмоции, девиантное поведение...
Всё это и многое другое – часто озвучиваемые сюжеты в кабинете психолога. Пубертатный период – один из самых тяжелых возрастных кризисов. Помимо физиологических изменений (активное изменение половых признаков, туловища, внешности, голоса), подросток переживает колоссальные психологические нагрузки и решает важнейшие задачи, главная из которых – самоидентификация (ответ на вопрос «кто я»). Именно в этот период формируется понятие «партнёр», приходит взрослая любовь с её физиологическими проявлениями. Происходит обесценивание привязанности к родителям (сепарация), что влечёт за собой построение новых моделей взаимоотношений; происходит переосмысление связей со сверстниками. Прохождение переходного возраста ребёнком является тяжёлым, но неизбежным кризисом. Перед подростком и семьёй встают новые задачи. Прежний уклад жизни уже не актуален, должен сформироваться новый. Буйствуют общие для обоих полов реакции: противоречивость, бунтарство, максимализм, тревожность.
Какие потребности выходят на первый план в подростковом возрасте: потребность в признании, потребность в принадлежности (быть в группе), потребность в независимости. Именно их, так или иначе, важно осознать и реализовать. Но в то же время социум предъявляет свои требования: послушание, соответствие моральным стандартам, конкуренция, профориентация. Всё в комплексе может стать непосильной нагрузкой на мотивационно-волевую сферу, а родительские надежды на «успешный успех» только подливают масла в огонь. Психика может не выдерживать.
– Они мне говорят, что надо думать только про учёбу и ОГЭ. Мама настаивает на колледже, хочет, чтобы у меня была «профессия, которая всегда прокормит», папе – всё равно, бабушка с дедом затыкают нравоучениями, что я должна слушаться и быть им во всём благодарной. А меня – бесит до дрожи! Я не хочу в юридический колледж. Хоть из дому беги! Я вообще нормальная?! – спрашивает меня юная Анна с отчаянием в голосе.
Анне 15 лет, мать обратилась с жалобами: дочь стала неуправляемой, не убирается в комнате, грубит, ухудшились оценки в школе, выпускной 9-й класс, а раньше была отличницей, планировала поступать в колледж, но с такой подготовкой может плохо сдать ОГЭ и не поступить. Семья полная: мать работает в сфере дошкольного образования, отец – рабочий завода. Часто в гостях бывают бабушка с дедушкой.
Мы начинаем разбираться: что эта девушка знает о себе, о своих потребностях, насколько она чувствует себя успешной, значимой, что транслируют ей ближайшее окружение, кто является ей поддержкой? Оказалось, нет уверенности в себе, не чувствует поддержки от окружающих, только много тревоги по поводу будущего, взаимоотношения в семье сложные: старшим не хватает умения выслушать её, принять иную точку зрения.
Поддержка семьи в этот момент крайне важна: принятие, безопасное пространство, уважительное внимание, возможности для разностороннего развития, умение отпустить, но при этом не уйти в безрассудное попустительство. По моим наблюдениям, часто семьям в прохождении этого кризиса не хватает навыков осознанности, эмоциональной стабильности, а также мужества, чтобы выдерживать протест взрослого ребёнка, говорить с ним на сложные темы. Всё это непростая, но решаемая задача. Техники на улучшение контакта и взаимопонимания могут помочь. Правда, не стоит ожидать очень быстрых результатов. В случае с семьей Анны напряжение спало после десяти семейных сессий (ежемесячные встречи). Благо, родители искренне хотели помочь себе и ребёнку. С Анной мы продолжаем работать дальше, уже на тему профориентации и укрепления её самооценки.
Родители, а как вы помогаете своим подросткам? Буду рада обсудить в комментариях к статье на B17 или лично, на консультациях. Записаться можно через мой сайт или в ТГ.