Найти тему
Сто грамм и пирожок

Чем кормили воспитанниц женских институтов в царской России. Какие попытки предпринимались к улучшению питания девушек

Самым известным образовательным учреждением в России был Смольный институт благородных девиц. Он же был и первым государственным учреждением женского образования. Открыт был Екатериной Второй в 1764 году. В начале учебное заведение не пользовалось большой популярностью у российской аристократии. Юных дворянок по-прежнему предпочитали обучать дома.

ИНСТИТУТЫ ИМПЕРАТРИЦ

Через тридцать три года, в 1797 году, императрица Мария Федоровна, супруга императора Павла, открывает второе учебное заведение для дворянок в Петербурге - Мариинский столичный институт. Через год появился еще один - Екатерининский, который был рассчитан на малоимущих "благородных" детей.

В начале девятнадцатого века были открыты еще несколько учебных заведений закрытого типа для дворянок. Теперь институты и училища открывались не только в столице России, но и в Москве, Харькове, Киеве и других городах.

Несмотря на то, что в России стали появляться женские учебные заведения, дисциплина и еда оставляли желать лучшего. Растущий женский организм постоянно требовал еды, но в институтах она была и плохого качества, и порции были чрезвычайно малы. Девочки постоянно были голодные.

"Не то чтобы порции были малы, не то чтобы стол был слишком прост, - у нас готовили скверно. Часто и сама провизия никуда не годилась. Бывали, конечно, исключения, но редко. Я даже радовалась посту, потому что на столе не являлось мясо. Исключая невыразимых груздей, остальное в постные дни было кое-как съедомо. Можно было по крайней мере вдоволь начиниться опятками и клюквенным киселем, или киселем черничным. От последнего весь институт ходил сутки с черными ртами, но это не важность. За то скоромный стол! Мясо синеватое, жесткое, скорее рваное чем резаное, печенка под рубленым легким, такого вида на блюде, что и помыслить невозможно; какой-то крупеник, твердо сваленный, часто с горьким маслом; летом творог, редко не горький; каша с рубленым яйцом, холодная без признаков масла, какую дают индейкам... Стол наш был чрезвычайно разнообразен. Мы не понимали, зачем это разнообразие.
Часто мы вставали из-за стола, съевши только кусок хлеба; оловянные, тусклые и уже слишком некрасивые блюда - оставались нетронутыми". Хвощинская С. "Воспоминания институтской жизни"

ПРОБНАЯ ЕДА

На конец стола ставили пробную порцию еды. Она была нужна, если в случае нежданно-негаданно заедет кто-то из членов царской фамилии. И если воспитанницы пожалуются на некачественную еду, то все легко можно опровергнуть этой пробой. Если никто не приезжал, то образец еды подменялся и быстро съедался.

Не лучше обстояли дела и в Киевском институте:

"Суп всегда холодный и мутный, тонкие ломтики мяса с застывшим жиром или котлеты со смесью жил, жира, размякшего хлеба и, наконец, третье блюдо, не помню что, но, вероятно, или четырехугольные куски красного киселя, или пирог из смоленской крупы, которою начиняли тягучее, липкое и холодное тесто. Это блюда в особенности нами не почиталось. В начинке не раз находили запекшихся мух, их ножки, крылья и т.д. Чай рассиропленный мелким сахаром, нам давали утром и вечером в белых глиняных кружках, и он всегда был холодный. К чаю подавали четвертушку холодной булки и кусочек хлеба".
Воропанова М. "Институтские воспоминания"

ПОЧЕМУ ТАК ПЛОХО КОРМИЛИ

За плохое обучение и поведение институток тоже наказывали едой. Плохих учениц часто лишали третьего блюда и булок. Их отдавали хорошим ученицам, и девушки не смели отказаться. Была так голодно, что со столов подъедались все крошки.

Правда, в старших классах девочки могли что-то покупать себе из съестного. Старшеклассницы часто уходили раньше из столовой. И девчушки младших классов бросались доедать то, что не доели старшие и тайком уносить с собой.

Причин такого отвратительного питания было много. Это и небольшие суммы (а часто пожертвования), что выделяло государство на питание, недобросовестность поваров и экономов, неумение и не желание вкусно приготовить. Но многие отмечают, что главной причиной было воровство.

ПОПЫТКИ ПОМЕНЯТЬ ПИТАНИЕ

Тем не менее, во второй половине девятнадцатого века к питанию в Мариинских институтах пытались подойти более ответственно. Пища - сложное органическое вещество, элементы которого играют важную роль в развитии и функционировании подросткового организма девочек. Предпринималась попытка согласовать меню с требованиями врачей, но так, чтобы все это укладывалось в определенную финансовую сумму.

С 1861 года по поручению императора Александра Второго почетные опекуны при посещении Мариинских заведений должны были обязательно обращать внимание на качество еды.

И это были неформальные отписки. Чиновник посетил Родионовский институт и отметил, что в предыдущей раз "пища была удовлетворительной". Теперь было все иначе: воспитанницы голодали, а классные дамы получали улучшенные порции и другие блюда. Ревизор отметил плохое качество продуктов, маленькие порции и небрежное приготовление еды. В конце даже воскликнул:

"В институте не приготовлялась даже шинкованная капуста!"

Постепенно в институтах стали составлять меню на неделю и вывешивать на всеобщее обозрение. Меню утверждал медицинский инспектор, готовые блюда осматривал институтский врач.

Многие институты старались с одной стороны соблюдать режим экономии, с другой - кормить институток более разнообразнее. Для этого разбивались огороды, строились теплицы, разводили кур и коров, открывали хлебопекарни, на зиму квасили капусту, делали соленья, варили варенье.

Так, воспитанницы Харьковского института позже вспоминали, что им подавали "теплые и вкусные булочки" к чаю.