Одно из гениальных изобретений Т. Эдисона – создание в 1889 г. 35-мм
формата киноплёнки с двумя перфорационными дорожками, с четырьмя парами перфораций на кадр, с шагом кадра 19 мм. Этот формат стал не только основой для рождения кинематографа и завоевания им всей планеты, но и выдержал многочисленные перипетии, связанные сего коренной модернизацией – созданием звукового, цветного, широкоэкранного, многоканального стереофонического кинематографа. Даже новые панорамные, широкоформатные и крупноформатные системы кино во многом используют элементы эдисоновского формата. В профессиональном кино 35-мм формат сумел успешно противостоять многочисленным попыткам как уменьшить ширину киноплёнки (до 17,5; 16; 9,5; 8 мм), так и, напротив, увеличить её (до 50,8; 55; 60; 65; 70; 75 мм). Тем не менее в современных условиях, в ситуации возникшего всеобъемлющего натиска на кинематограф видеотехники, требующего коренного обновления театрального кинозрелища, возможности 35-мм формата киноплёнки представляются практически исчерпанными. Появились и уже десятилетия пользуются большим успехом гигантские кинозрелища, которые начинают претендовать на статус театральных, реализация которых уже была невозможна с помощью 35-мм киноплёнки, так как её кинокадр не может без повреждений пропускать большой световой поток и обеспечить кинопоказ на экранах, превышающих 160 м2. Истории создания больших и сверхбольших форматов киноплёнки и посвящён данный раздел.
1889. У.Диксон, сотрудник Эдисона, применяет перфорированную
целлулоидную плёнку шириной 2 дюйма (50,8 мм).
1894. К. Прушинский (Варшава) в «Плеографе» применяет целлулоидную плёнку с размером кадра 45х38 мм и перфорациями между кадрами.
1895. У.Латам (США) демонстрирует кинофрагменты, снятые на плёнке шириной 2 дюйма. Размер кадра – 38х19 мм.
1896. Л. Гомон и Л. Деко (Франция) по патентам Ж. Демени создают кинокамеру и кинопроектор для 60-мм киноплёнки с размером кадра 45х35 мм (по площади это в четыре раза больше кадра на 35-мм плёнке). Преимуществом новых размеров считалось лучшее качество изображения и облегчение возможности его ручной окраски.
1897. Новую попытку применения двухдюймовой киноплёнки предпринимает
сотрудник Латама Е. Ректор (США), демонстрируя кинофильмы в театре Нью-Йорка.
1899. Американская компания «Мутоскоп и Байограф» впервые применяет
для киносъёмки 70-мм плёнку с шагом (высотой) кадра 57 мм. Перфорирование плёнки осуществляется в самой съёмочной камере непосредственно вовремя съёмки. Скорость съёмки составляет 19 кадр / с (1,08 м / с).
1900. Л. Люмьер для кинопоказа на гигантском для того времени экране шириной 30 м (на Парижской международной выставке) делает попытку использовать 75-мм киноплёнку с размером кадра 50х62 мм. Хотя съёмка и печать фильмокопий этого формата были выполнены, соответствующие кинопроекторы изготовить не удалось. Кинопоказ пришлось провести с помощью 35-мм фильмокопии при уменьшенной до 24 м ширине экрана.
1911. Филотео Альберини – основатель итальянской киностудии «Чинес» –
предложил и использовал 70-мм киноплёнку с перфорациями, аналогичными
применённым на 35-мм киноплёнке, с шагом кадра 23,75 мм (пять перфораций) и размером кадра 58х23 мм (рис. 1). Практически этот формат киноплёнки лёг в основу появившегося через полвека широкоформатного, а через 60 лет – и крупноформатного кинематографа, существующих и в настоящее время.
1928. В начинающуюся эпоху звукового кино у кинотехников появляются
сомнения относительно перспективности 35-мм формата киноленты,
в частности из-за уменьшения ширины киноизображения, вызванного
необходимостью размещения на плёнке фонограммы. Многие американские
кинокомпании начинают поиск новых форматов киноплёнки, позволяющих
одновременно и разместить фонограмму, и получить широкоэкранное
изображение. Фирма «Фокс» вводит (под названием Грандерфильм) 70-мм
формат киноплёнки с фотографической фонограммой шириной 6,1 мм. Размер и шаг перфораций, шаг кадра, однако, изменены в сравнении с 70-мм форматом, предложенным Альберини. Шаг кадра составляет четыре перфорации, а его размер – 46,8х23,2 мм (соотношение сторон 2:1).
1929. Кинокомпания «Парамаунт» (США) применяет 56-мм киноплёнку
с размером кадра 41,0х18,7, фотографической фонограммой шириной 3,2 мм
и перфорациями, аналогичными 35-мм киноплёнке. Две другие американские
фирмы – «Радио Корпорейшн» и«Уорнер Бразерс» – предлагают киноплёнки
шириной 63,5 и 65 мм соответственно с соотношением сторон изображения 1,85:1.
1930. Французская фирма «Андре Дебри» – производитель киноаппаратуры –
разработала для американской кинокомпании «Парамаунт» съёмочную
и копировальную аппаратуру, рассчитанную на 65-мм киноплёнку (названную
Магнафильм) с размером кадра 46х23 мм и шагом кадра 23,75 мм (пять
перфораций (рис. 2).
•Немецкая оптическая фирма «Цейсс-Икон» выпустила кинопроекторы,
предназначенные для 65-мм фильмокопий Магнафильм.
•Американская кинотехническая фирма «Белл-Хауэлл» сформулировала
требования к новому формату киноплёнки, который может заменить 35-мм
формат: 1) соотношение сторон изображения должно быть не менее 5:3 вместо прежнего 4:3; 2) фонограмма должна располагаться вне перфораций, а не между ними, чтобы уменьшить ширину негативной киноплёнки, не имеющей фонограммы; 3) размеры перфораций у нового формата должны сохраняться так ими же, как у 35-мм формата, чтобы использовать парк уже имеющихся инструментов и технологию их изготовления; 4) ширина фотографической фонограммы должна быть больше, чем у 35-мм формата, для повышения качества звуковоспроизведения. Указанные требования легли в основу предложенных фирмой «Белл-Хауэлл» трёх форматов киноплёнки – Экстрем, Спектракюляр, Экономик (рис. 2.3). Несмотря на обилие предложений по изменению формата киноплёнки, они не могли быть реализованы в то время: в США разразился экономический кризис, а замена парка киноаппаратуры требовала огромных капиталовложений (десятки миллиардов долларов); грандиозный успех у зрителей народившегося звукового кино сделал предпочтительнее более скромные вложения в его освоение.
1953. Американский кинопродюсер Майкл Тодд совместно с«Американской
оптической компанией» создали 70-мм широкоформатную систему Тодд-АО.В этой системе для киносъёмки используется 65-мм киноплёнка, аналогичная Магнафильму, съёмочная камера специально изготавливалась фирмой «Митчел». Размер кадра (экспозиционного окна) при съёмке –
52,6х23 мм, размер кадрового окна при кинопроекции – 48,59х22 м, шаг
кадра равен 23,75 мм (пять перфораций). Площадь кадра больше площади
обычного кадра 35-мм плёнки примерно в 3,5 раза. Для проекции вместо 65-мм киноплёнки применяется более широкая 70-мм, позволяющая разместить
дополнительные магнитные звуковые дорожки. Два звуковых канала
записывались на двух узких внутренних (относительно перфорации) магнитных дорожках, а ещё четыре – на двух широких внешних магнитных дорожках. Система Тодд-АО предусматривает шестиканальное звуковоспроизведение (пять заэкранных каналов и один для создания звуковых эффектов в зрительном зале) и соотношение сторон изображения при проекции 2,2:1. Первоначально использовалась повышенная (до 30 кадр / с) частота смены кадров, что позволяло снизить заметность мельканий, обусловленных большей чувствительностью к мельканиям периферического зрения, участвующего в восприятии широкоформатного киноизображения. Фильмы «Оклахома» и«Вокруг света за восемьдесят дней» снимались в двух вариантах – со скоростью 24 кадр / с и 30 кадр / с. Однако в дальнейшем, благодаря улучшению конструкции обтюратора, снизившего влияние эффекта мельканий, а также с целью возможности печати фильмов на 35-мм форматах применялась только скорость 24 кадр / с. Для демонстрирования широкоформатных фильмов в сети 35-мм широкоэкранных кинотеатров в системе Тодд-АО, кроме 70-мм позитива, была предусмотрена оптическая печать 35-мм фильмокопий с анаморфированным вертикальным кадром (рис. 4).
1955. Премьера в Нью-Йорке снятого кинокомпанией «Метро-Голдвин-Майер» по системе Тодд-АО кинофильма «Оклахома». Так как 70-мм кинофильмы не могли целиком заполнить репертуар кинотеатров, то для показа этого и последующих фильмов пришлось разработать принципиально новые двухформатные 70/35-мм кинопроекторы, т. е. имеющие лентопротяжный тракт, пригодный для транспортирования как 70-мм фильмокопий (с шестиканальной магнитной фонограммой) со скоростью 30 кадр / с, так и 35-мм фильмокопий двух типов (с четырёхканальной магнитной или одноканальной фотографической фонограммой) со скоростью 24 кадр / с. Несмотря на сложность задачи, её удаётся решить благодаря применению двухформатных 70 / 35-мм зубчатых барабанов и направляющих роликов, а также разделению блоков звуковоспроизведения: в верхней части лентопротяжного тракта кинопроектора разместили шести- и четырёхканальный магнитные звукоблоки, а в нижней части – оптический звукоблок для фотофонограммы. За всю историю кинопроектора это был период наиболее сложной его конструкции. Впрочем, частоту кадросмен 30 кадр/с Тодду пришлось заменить на 24 кадр / с уже после съёмок двух первых 70-мм фильмов, чтобы облегчить возможность тиражирования на 35-мм киноплёнку.
1956–1957. Не очень удачные попытки создания американскими
кинокомпаниями, конкурирующими с Тодд-АО, широкоформатных систем
кинематографа, использующих анаморфирование кадра для ещё большего
расширения киноизображения: Синемаскоп-55 (ширина киноплёнки – 55,62 мм, соотношение сторон изображения – 2,55:1) и МГМ-Камера-65 (ширина
киноплёнки – 65 и 70 мм, соотношение сторон – 2,93:1). По этим системам
было снято лишь несколько кинофильмов, и развития они не получили.
1957. В процесс разработки широкоформатной системы кинематографа
включается СССР. Под руководством Е. Голдовского выбрана отличная
от системы Тодд-АО, но совместимая с ним система с единым сквозным 70-мм форматом киноплёнки для съёмки, печати фильмокопий и их проекции. Размеры 70-мм плёнки, перфорации и кадра идентичны системе Тодд-АО, но в советской широкоформатной системе с одной стороны плёнки через каждые пять кадров в середине меж перфорационной перемычки располагаются отверстия диаметром 1,25 мм, которые обозначают базовый край плёнки, отделяют один кадр от другого и обеспечивают правильное размещение кадров при склейке (рис. 2.5). «Мосфильм» начинает снимать экспериментальный ролик.
1960. Киностудия «Мосфильм» заканчивает съёмку первого отечественного
70-мм фильма «Повесть пламенных лет». Одесский завод «Кинап» выпускает
первые в СССР 70 / 35-мм кинопроекторы КП-15А с дуговой лампой на 150 А,
обеспечивающей световой поток при 70-мм кинопоказе до 20 000 лм. В ноябре новый фильм демонстрируется в московском панорамном кинотеатре «Мир».
1961. Одесский «Кинап» выпускает один из самых мощных в мире для того
времени 70/35-мм кинопроектор КП-30А с высокоинтенсивной дуговой лампой на 200 А и световым потоком до 40 000 лм (рис. 6). Кинопроекторы
установлены в первом построенном в Москве широкоформатном кинотеатре
«Россия» (теперь «Пушкинский») и послужили основой для создания в стране
киносети из сотен широкоформатных кинотеатров.
1962. Новая попытка применения анаморфирования широкоформатного кадра предпринята американской фирмой «Панавижн». При сохранении основных параметров системы Тодд-АО фирма создает систему Ультра-Панавижн, в которой благодаря собственной оптике (с коэффициентом анаморфирования 1,25) обеспечивается соотношение сторон изображения 2,75:1 и введение в него предварительных искажений для проекции на криволинейный экран. Это, в частности, позволило перепечатывать и демонстрировать трёхплёночные фильмы для Синерамы с помощью одной 70-мм фильмокопии, а также выпустить несколько собственных художественных фильмов, обеспечивших почти аналогичный зрелищный эффект. Последний фильм по системе Ультра-Панавижн был снят в 1966 г., после чего кривизна экранов была уменьшена до величины, применяемой в системе Тодд-АО.
1964. В США разработана 70-мм система кинематографа Дименшн-150, в которой предусматривается проекция 70-мм фильмокопии с помощью специального объектива (рис. 2.7), вносящего в краевые участки изображения такие искажения, которые позволяют проецировать его на большие и сильно
искривлённые экраны, обеспечивая для зрителей угол поля изображения до 150° (напомним, что в трёхплёночных Синераме и Кинопанораме этот угол
равен 146°). Однако при показе 70-мм фильмов, не рассчитанных на систему
Дименшн-150 (имеющих прямоугольный кадр), в центре экрана проецируемое изображение имеет большее увеличение, чем на его краях, и оказывается крупнее высоты экрана. Это приводит к частичному срезанию изображения головы актёров в центре экрана и в конечном итоге к отказу от применения данной системы.
•К концу года количество широкоформатных кинотеатров в мире достигает
1100. Из крупных столичных городов подобные кинотеатры начинают проникать и в провинцию.
1967. Австралиец Рон Джонс создает механизм прерывистого движения
киноплёнки «бегущая петля», практически не имеющий прерывисто движущихся механических элементов (рис. 8). Непрерывно вращающийся относительно статора ротор имеет четыре выемки 1–4. Входной зубчатый барабан непрерывно подаёт фильмокопию в зазор между статором и ротором, но в следствие того, что неподвижный зуб контргрейфера находится
в зацеплении с перфорацией фильмокопии, последняя накапливается в форме увеличивающейся петли, движущейся вместе с выемкой 2 ротора. Когда выемка 2 подходит к зубу контргрейфера, петля выводит прежнюю перфорацию из зацепления с зубом и вводит его в зацепление с новой перфорацией фильмокопии, которая, таким образом, оказывается перемещённой на один кадр. Непрерывно вращающийся выходной зубчатый барабан постепенно выбирает петлю из продолжающей движение выемки 2, а входной зубчатый барабан начинает образовывать новую петлю уже в выемке 3. Очевидно, проекция фильмокопии возможна всё время, пока зуб контргрейфера находится в зацеплении с перфорацией. На основе этого скачкового механизма вскоре были созданы грандиозные кинозрелища АЙМЕКС (IMAX) и ОМНИМАКС (OMNIMAX).
1970. Канадская фирма «Мультискрин» разрабатывает крупноформатную 70-мм систему кинематографа АЙМЕКС с горизонтальным движением киноплёнки и самым большим в истории кинематографа размером кадра (при съёмке) 70,4х52,6 = 3703 мм2. Шаг кадра – 15 перфораций – втрое превышает шаг и размеры кадра в системе Тодд-АО, в десять раз – размеры 35-мм кадра (рис. 9). Для прерывистого транспортирования киноплёнки на такой шаг традиционные грейферный и мальтийский механизмы, породившие сам кинематограф, оказались непригодными из-за возникающих в их механических элементах огромных инерционных нагрузок, приводящих к повышенному шуму и быстрому износу. И в системе АЙМЕКС впервые применяется принципиально новый вид механизма прерывистого движения киноплёнки «бегущая петля», имеющий только непрерывно вращающиеся элементы. Большая площадь кадра в сочетании с прерывистым движением киноплёнки даже в моменты её остановки могут вызвать колебания кадра, ухудшающие резкость изображения. Во избежание этого было применено устройство вакуумного присоса, равномерно прижимающего кадр в момент проекции к стеклянной (сапфировой) пластине. Срок службы 70-мм фильмокопии АЙМЕКС на полиэфирной основе – до 2 тысяч и более сеансов. Мощность ксенонового осветителя кинопроектора – до 15 кВт.
Премьера системы АЙМЕКС состоялась на Всемирной выставке
ЭКСПО-70 в Осаке (Япония). Вскоре применение мощного кинопроектора
системы АЙМЕКС было распространено также и для проекции на куполообразный (полусферический) экран. Новая система была названа ОМНИМАКС (рис. 10).
Расчётная вместимость кинозалов для системы АЙМЕКС – от 120 до 1000 мест, для ОМНИМАКС – от 100 до 500 мест. Основное отличие экрана системы АЙМЕКС от широкоформатного экрана системы Тодд-АО – большая высота. Экран начинается под ногами у зрителей, а чтобы увидеть его верхний край, зрителям нужно запрокидывать голову. Соотношение сторон изображения всего лишь 1,34:1. Но зрители находятся так близко к экрану, что практически не воспринимают ни горизонтальных, ни вертикальных его границ (рис. 11). Это создаёт ощущение объёмности изображения и необыкновенный «эффект участия» в кинопредставлении, заставляющий даже привязывать зрителей ремнями к креслам при показе многочисленных кадров, снятых сдвижения.
Звуковая система АЙМЕКС имеет шесть независимых цифровых каналов. Общая мощность громкоговорителей достигает 18 000 Ватт. Кластеры
громкоговорителей находятся в передней и задней частях кинозала,
громкоговорители канала сверхнизких частот расположены отдельно. Фирма
«СОНИК» («SONIC») специально для геометрии залов IMAX DOME разработала акустическую систему, состоящую более чем из 40 сбалансированных точечных громкоговорителей (Proportional Pint Source), позволяющую добиться выравнивания амплитудно-частотной характеристики и увеличения динамического диапазона по всему пространству зрительного зала. Цифровая фонограмма записана на жестких дисках, DAT-кассете или CD-дисках, а так как на каждом из них можно записать только по два звуковых канала, то для воспроизведения шестиканальной фонограммы одновременно используется по три таких устройства. В качестве дублирующей системы применяется 6-канальная магнитная лента, движение которой синхронизировано с изображением по тайм-коду. В последних технологических системах АЙМЕКС применяется цифровой дисковый плеер «Соник», способный воспроизводить до 16 каналов звука. Патентованная технология Sample Lock поддерживает синхронизацию между всеми каналами с допуском 44 миллисекунды.
•В советском павильоне на всемирной выставке ЭКСПО-70 (г. Осака, Япония)
демонстрируется 70-мм кинофильм «Земля и небо» с 10-перфорационным шагом кадра. Для этого НИКФИ (Москва) и ОКБК (Одесса) разработали специальный 70-мм кинопроектор 70КС-2, имеющий осветитель с автоматической дуговой лампой на 250 А и световым потоком более 60 000 лм.
•В США при производстве 70-мм кинофильмов в целях экономии с этого года
практически отказались от применения при киносъёмке 65-мм киноплёнки,
заменив её высококачественной 35-мм с последующим увеличением изображения при печати 70-мм фильмокопий. В СССР для той же экономии ещё в 1967 г. был предложен так называемый Универсальный формат кадра на 35-мм негативе (см. главу 1). К сожалению, это оказалось первым шагом в последующем (уже в 1980—1990-е гг.) полном изгнании 70-мм формата из кинотеатров, в результате чего этот формат фактически перекочевал в архивное хранение. Среди главных причин этого – недостаточное использование возможностей 70-мм формата (площадь его кадра втрое превосходит площадь 35-мм кадра, а размеры экрана оставались либо теми же, либо лишь немного увеличивались); значительное уменьшение размеров экранов кинотеатров в связи с появлением моды на их переоборудование в автоматизированные многозальные кинокомплексы (мультиплексы).
1982.Первые удачные результаты распространения формата АЙМЕКС
для стереокино (см. раздел по стереокино).
1985. На международной выставке ЭКСПО-85 в Цукубе (Япония) наряду
с системой АЙМЕКС (сокращённое обозначение 70 / 15: первое число – ширина киноплёнки, второе – число перфораций) в четырёх павильонах применена 70-мм система кинопоказа Джапакс с шагом кадра 8 перфораций (70 / 8) и размером кадра 52х37 мм. Проекция ведётся на цилиндрический,
полусферический и плоский экраны.
1986. В США создана фирма «Айверкс Энтертейнмент», планирующая на основе системы 70/8 создать конкурирующую с АЙМЕКСом, но значительно более экономичную крупноформатную систему. В 70-мм системе Айверкс сохраняются вертикальное движение киноплёнки и традиционные для съёмки и проекции скачковые механизмы. Соотношение сторон изображения 1,34:1 аналогично системе АЙМЕКС и предусматривает возможность взаимного перекопирования кинофильмов АЙМЕКС и Айверкс.
1989. По статистике, в США на 22 тысячи киноэкранов, рассчитанных на 35-мм кинопоказ, приходится 1000 киноэкранов, пригодных также и для широкоформатных (70/5) фильмокопий. Кроме того, 17 киноустановок
предназначены для системы АЙМЕКС, 14 – для системы ОМНИМАКС.
•В СССР на 152 тысячи 35-мм киноустановок (28 тысяч в городе и 124 тысячи
в сельской местности) приходится 860 широкоформатных (70/5) кинотеатров. Вследствие улучшения качества изображения и звука у 35-мм
фильмокопий и ввиду чрезмерно высокой стоимости 70-мм фильмокопий с этого времени количество широкоформатных (70 / 5) кинотеатров в мире начинает резко уменьшаться. Повсеместно делаются попытки (не всегда удачные) заполнить широкоформатный экран изображением с 35-мм фильмокопий. Одновременно начинает падать и посещаемость кинотеатров, достигшая в СССР максимума вначале 1980-х гг. (25 посещений в год на одного жителя).
1990. Несмотря на чрезвычайно высокую стоимость систем АЙМЕКС и ОМНИМАКС, они получают распространение в мире. Согласно данным проспекта фирмы «Аймекс Системз Корпорейшн», к 1990 г. насчитывается по 33 стационарные киноустановки АЙМЕКС и ОМНИМАКС, расположенные в крупных городах 15 стран мира и имеющие экраны шириной (для системы АЙМЕКС) максимально до 30 м и диаметром (для системы ОМНИМАКС) максимально до 27 м. В канадском Музее цивилизации (г. Оттава) применена система СИНЕПЛЮС, обеспечивающая возможность кинопоказа по обеим системам. Размеры киноизображения: 28х19 м (АЙМЕКС) или диаметр 23 м (ОМНИМАКС). При этом полусферический экран системы ОМНИМАКС массой 8600 кг сделан подвижным и подобно глазному веку может открывать экран для системы АЙМЕКС, перемещаясь над головами зрителей c потолка вниз со скоростью 5 м /мин. Более 30 временных киноустановок АЙМЕКС и ОМНИМАКС работали на крупных международных выставках и ярмарках.
1996. Американская фирма «МЕГАСИСТЕМ» подключается к разработке
и использованию формата 70/8, более экономичного, чем формат АЙМЕКС. Формат МЕГАСИСТЕМ имеет размеры кадра 48,0×36,6 = 1775 мм 2, т. е.
по площади примерно вдвое меньше кадра АЙМЕКС. Уменьшение размера кадра позволило сохранить в кинопроекторе традиционные мальтийский механизм и вертикальное движение фильмокопии. Обеспечена возможность кинопроекции на экраны шириной до 27 м (при мощности ксенонового осветителя 10 кВт).
1997. В мире уже 170 кинотеатров для систем АЙМЕКС и ОМНИМАКС. Появились кинотеатры для обеих систем кинопоказа, включая и возможность
стерео показа. Разработке присуждена премия «Оскар» Американской академии киноискусств и наук.
1999. В Лондоне открывается новый современный кинотеатр АЙМЕКС на 480 мест с самым большим в Великобритании экраном размером 26х20 м. Кинотеатр выполнен в форме большого стеклянного самосветящегося цилиндра, периодически изменяющего ночью цвет свечения. Предусмотрены восемь мест для инвалидных колясок, звуковое описание сюжета фильма для слепых посетителей, индивидуальное звукоусиление для тугоухих, печатное описание сюжета фильма для глухих зрителей. Цифровая система звукоусиления имеет мощность 11 600 Вт и вместе с огромным экраном полностью погружает зрителей в происходящие в нём события. Возможен эффектный показ стереофильмов, осуществляемый при одновременной работе двух кинопроекторов. Стоимость билета для взрослых – 6,5 фунтов стерлингов, но проводятся и бесплатные учебные кинопоказы для школьников и студентов.
•К этому году в мире построено 195 стационарных кинотеатров АЙМЕКС,
расположенных в 25 странах. В стадии строительства находятся 80
кинотеатров ещё в 15 странах. Выпущено 130 кинофильмов, в том числе и со
стереоизображением. Со времени премьеры системы АЙМЕКС (1970 г.) её
фильмы увидели более 500 миллионов зрителей.
2000. На международной выставке «Синема 2000»в Амстердаме
(Нидерланды)предложена новая 70-мм система кинематографа Вистаморф,
обеспечивающая при стандартном шаге кадра 5 перфораций увеличенное
соотношение сторон изображения с 2,2:1 до 3:1 благодаря использованию
анаморфотной насадки. Съёмка фильмов осуществляется 35-мм кинокамерой Виставижн (с горизонтальным движением киноплёнки и шагом кадра 8 перфораций) также с анаморфотной насадкой.
•Фирма «DTS» (США) разрабатывает цифровую звуковую головку для 70-мм
формата фильмокопий, существенно упрощающую и удешевляющую процессы их изготовления. Благодаря синхронному многоканальному
звуковоспроизведению с отдельного компакт-диска устраняются процессы,
связанные с необходимостью нанесения на 70-мм киноплёнку шести магнитных дорожек и перезаписи на них фонограммы фильма. Наряду с уменьшением стоимости 70-мм фильмокопий это позволяет дополнительно увеличить ширину кадра за счёт участков киноплёнки, на которых располагались магнитные дорожки.
•Фирма «Айверкс Энтертейнмент», лидируя в освоении крупноформатной
системы 70 / 8, создаёт на её основе более 250 киноустановок в демонстрационных, научных, торговых центрах, парках для развлечений,
кинотеатрах, музеях, курортах, ночных клубах, казино, ресторанах,
расположенных в 38 странах мира.
2003. В мире насчитывается уже 220 кинотеатров для систем АЙМЕКС
и ОМНИМАКС, расположенные в 26 странах.
•Впервые система АЙМЕКС появляется и в России – кинотеатр «Нескафе-АЙМЕКС» на 389 зрителей в Москве с размером экрана 22х16 м и оборудованием для показа стереоскопических фильмов.