На дворе 2024 год, но все еще далеко не все врачи знают об этическом кодексе и яро отстаивают свое право на хамство в сторону пациентов. Это проблема, которую нельзя игнорировать, которую надо решать на корню. Но сложность заключается и в том, что не только ряд врачей не считает нужным по-человечески обращаться с пациентом, но и сами пациенты не считают этичность важной составляющей медицинской помощи.
Я могу назвать это явление как "миф о Докторе Хаусе", эдаком крутом, супер умном, нестандартно мыслящем враче, но при этом цинике, не видящем смысла аккуратничать с пациентом, ведь это пустая трата времени. "Все врут" и "пациенты идиоты"- вот два основных тезиса об отношениях врача и пациента, которые можно вынести из культового сериала. Я сама с удовольствием пересматриваю все сезоны каждый год, но образ Доктора Хауса работает исключительно на экране. Причем работает он в силу того, что сериал стартовал 20 лет назад. Сейчас вряд ли бы Доктор Хаус возымел бы такой успех как раз потому, что грубость и цинизм перестали восприниматься, как что-то допустимое, даже с учетом других положительных качеств. Времена меняются.
К слову, спустя 5 лет после финальной серии Доктора Хауса, его автор Девид Шор выпускает новый сериал про американских врачей "Хороший доктор". В Хорошем докторе делается акцент на правах пациента, на важности этичного общения, соблюдения границ и недозволенности самодеятельности. Все это не с проста, за эти годы взгляд на работу врачей поменялся даже в киноиндустрии. Зрителям больше не зайдет образ психопата на таблетках, плюющего на любые нормы и правила во имя цели разгадать медицинскую загадку.
Однако, на постсоветском пространстве идея важности партнерских и равных отношений врача с пациентов приживается не столь активно, как хотелось бы. А мешают прогрессу не только врачи, которые привыкли считать себя выше и авторитетнее пациентов, но и пациенты, которые привыкли к "сильной руке" и убеждены, что свобода и прав выбора равноценны анархии и хаосу.
Существует миф (или мнение), что профессионалу можно простить плохие коммуникативные навыки. Я не раз встречала мнение именно со стороны обычных людей, пациентов, мол все равно, каких там взглядов доктор, насколько он тактичен, его задача вылечить, жизнь спасти, а все остальное уже дело десятое. И вроде бы звучит даже логично, профессиональные качества как врача важнее всего. Но есть одно огромное НО: все это логическая ошибка и и подмена понятий.
Время прописных истин:
- Врач, который перебивает пациента или не относится с должным вниманием к жалобам, упустит важные, порой даже ключевые симптомы болезни
- Врач, который не научен этичному общению с пациентами не будет получать от пациента полного анамнеза из-за страха, стыда
- Пациенты хамоватого врача побоятся повторного обращения при наличии побочных эффектов от лечения, опасаясь новой порции унижений, поэтому либо будут терпеть побочные эффекты, либо бросят лечение
- Пациенты грубого врача с большей вероятностью больше не обратятся за помощью из-за страха получения такого же негативного опыта
- Пациенты неэтичного врача побоятся переспросить важную информацию, если они ее не поняли с первого раза (опять же из страха и стыда), а потому их лечение будет неэффективным
- Врач, которого не волнует благополучие пациента, не будет действовать в его благо. Нарушая одно правило этических норм, он непременно нарушит и остальные
Я побывала у множества врачей, и не встретила ни одного крутого циничного хама, который бы смог поставить мне диагноз. Хамов было много, каждый второй как минимум , но профессионализмом или каким-то уникальным нестандартным мышлением даже и не пахло. А верный диагноз, как и лечение, я получала исключительно у врачей тактичных и внимательных.
Два года назад я попала в НИИ для проведения полостной операции по поводу эндометриоза. Оперирующая хирургиня одна из немногих в стране, кто владеет операциями на роботе, что является высшим пилотажем. Но на общение с пациентами у нее времени катастрофически не хватает, загрузка большая. И казалось бы, можно понять. Да и остальной медицинский персонал обеспечивал прекрасный уход и лечение. Только вот при выписке по протоколу врач обязан узнать репродуктивные планы и на основании их дать рекомендации. Мне должны были назначить гормональный препарат на непрерывный прием. (У меня уже была операция, были гормоны, но мне их врач отменил и я получила рецидив, из-за которого снова пришлось оказаться на столе хирурга). Докторка, получив от меня ответ, что я не планирую сейчас беременеть, вместо назначения лекарства, велела беременеть в ближайший месяц. В выписке она так же гормоны не назначила. Если бы я была менее опытная, не наблюдалась бы у квалифицированной гинекологини, не знала бы о том, что я должна пить гормоны, то что? В скором времени я получила бы новый рецидив и направление на еще одну операцию. А все потому, что докторка не сочла нужным учесть мое мнение в определении тактики лечения. Она не выполнила свою работу в полном объеме, не оказала должный уровень медицинской помощи, нарушила стандарт лечения и этику. И потенциально могла навредить, хотя назначит препарат и объяснить необходимость его приема отняло бы не больше времени, чем спор со мной насчет моих репродуктивных планов. Поэтому я убеждена, что если врач профессионал, он не может пренебрегать этикой.
Можно быть сколь угодно крутым специалистом в части технической, но если ты врач и общаешься с людьми, то без адекватно выстроенной коммуникации с пациентами профессионалом тебя считать нельзя. Если ты игнорируешь ключевые моменты, которые определят тактику лечения, ты плох как специалист. Если ты нарушаешь этику и тем самым вынуждаешь пациента бояться уточнить что-то, бояться задать "глупый" вопрос, бояться обратиться к тебе повторно, ты плохой специалист.
Нет в реальной жизни места копии Доктора Хауса. Этот образ работал лишь на телеэкране 10-20 лет назад. Хороший врач это тот, кто общается с пациентами, кто учится прислушиваться к ним и действует исходя из принципа наилучшего исхода для пациента, не решая ничего за него. И нет никаких оправданий хамству, игнорирования принципов этики и цинизму. Они все мешают работе врача, им в отношениях врача и пациента не место.