«К Пушкину в Михайловское надо ехать через русскую деревню, которая из него сделала гения» /С.С. Гейченко/.
Семен Степанович Гейченко (14.02.1903 г. Петергоф — 02.08.1993 г. Пушкинские горы) руководил музеем-заповедником на протяжении 45 лет, начиная с 1945 года.
Возможностью видеть усадебные дома и прекрасные парки Петровского, Михайловского, Тригорского; рассматривать архивные листки, картины, зарисовки; слушать интересные рассказы мы, во многом, обязаны работе Семена Степановича и его учеников-последователей.
Водяная мельница в Бугрово — последний музей, открытый при жизни Гейченко.
«Давным-давно жил близ речки Луговки нерадивый мельник. То большую воду пропустит, то за плотиной недосмотрит, то зерно насыплет мимо жерновов… Но снова и снова приезжали крестьяне на поклон к лентяю. Другой мельницы в округе не было. Так бы без хлопот прожил он до преклонных седин, но однажды через запруду ехал барин на коне, купленном в Святых горах на ярмарке. Запуталась лошадиная нога в неровных мостках. Рассердился барин, приказал выпороть мельника, а мельницу перенести дальше от переезда» /из местного фольклора/.
Первое письменное упоминание о мельнице, принадлежавшей Святогорскому монастырю, относится к 1761 году.
Современная — аналог той, которая стояла здесь с 1802 по 1878 гг.
Воссоздана по сохранившимся в Тригорском архивным документам; Вындомские долгие годы арендовали мельницу.
В 1986 году прибалтийские реставраторы из Резекне подарили музею-заповеднику сруб. Мельничные механизмы привезли из деревни Маслово Опочецкого района, в отладке помогали специалисты из Саранска.
Говорят, примерно такой, как сейчас видел мельницу Александр Сергеевич Пушкин и использовал ее образ в нескольких произведениях.
Она выбрана местом роковой дуэли Онегина и Ленского.
«Теперь сомненья решены:
Они на мельницу должны
Приехать завтра до рассвета,
Взвести друг на друга курок
И метить в ляжку иль в висок.
<...>
Опершись на плотину, Ленский
Давно нетерпеливо ждал;
Меж тем, механик деревенский,
Зарецкий жернов осуждал»
/«Евгений Онегин», А.С. Пушкин, 1823-1831 гг./
Действующими лицами незаконченной драмы «Русалка» стали мельник и его дочь [Русалка], князь и мельница.
«Знакомые, печальные места!
Я узнаю окрестные предметы —
Вот мельница! Она уж развалилась;
Веселый шум ее колес умолкнул;
Стал жернов — видно, умер и старик.
Дочь бедную оплакал он недолго»
Реконструкция 2007 г. вернула жизнь историческому объекту. Мельничное колесо запускают летом, в выходные и праздничные дни.
В том же году приняла первых посетителей «Пушкинская деревня», единственный музей деревянного зодчества в Псковской области. Конечно, здешний комплекс не потрясет воображение тех, кто видел Кижи или Витославлицы, зато экскурсовод имеет возможность разговаривать цитатами.
При Пушкине деревня насчитывала до десяти дворов.
Воссозданы: изба-трехрядка из 2-х зон с отоплением по черному и по белому, хлевом, двором; гумно с овином; баня.
Как известно, Александр Сергеевич не являлся поклонником деревенской жизни. Чтобы хоть как-то себя развлечь во время ссылки [август 1824-сентябрь 1826] он занялся изучением крестьянского быта и часто наведывался в Бугрово.
Вступив в заочный спор с австрийским путешественником Августином Мейером бароном фон Мейербергом, Пушкин писал: «Наружный вид избы мало переменился со времен Майерберга. Посмотрите на рисунки, присовокупленные к его «Путешествию». Ничто так не похоже на русскую деревню в 1662 году, как русская деревня в 1833 году. Изба, мельница, забор — даже елка, это печальное тавро северной природы — ничто, кажется, не изменилось. Однако произошли улучшения, по крайней мере на больших дорогах: труба в каждой избе, стекла заменили натянутый пузырь, вообще больше чистоты, удобства, того, что англичане называют comfort.»
Экскурсия начинается не с жилого дома, а с овина.
«За ними ряд холмов и нивы полосаты,
Вдали рассыпанные хаты,
На влажных берегах бродящие стада,
Овины дымные и мельницы крылаты;
Везде следы довольства и труда…»
/«Деревня», А.С. Пушкин, 1819 г./
В процессе сушки снопов их постоянно «провеивали», поднимая на вилах. Для ускорения процесса открывали две из четырех дверей по направлению ветра. Пыль и мусор уносил воздушный поток, и овин будто бы «дымил».
Также, в помещении часто устанавливали печь «но черному», чтобы компенсировать недостаток погожих солнечных дней. Овин считался одной из самых пожароопасных сельских построек.
«Вот наши господа помещики и жалуются горько и терпят убытки, оттого что не существует удовлетворительной зерносушилки, которая избавила бы их от необходимости сажать хлебные снопы в овины, как во времена Рюрика: овины эти страшно убыточны, не хуже лаптей или рогож, и горят они беспрестанно.» / «Дым», И.С. Тургенев 1867 г./
Далее баня — русское удобство, спасавшее страну от эпидемий чумы.
Однако, именно это помещение считалось «нечистым». В бане никогда не ставили икон, «четвертый пар» всегда оставляли домовому-банщику.
Именно в бане девицы проводили «небогоугодные» святочные обряды.
«Татьяна, по совету няни
Сбираясь ночью ворожить,
Тихонько приказала в бане
На два прибора стол накрыть...»
/«Евгений Онегин», А.С. Пушкин, 1823-1831 гг./
И наконец, двор зажиточного крестьянина.
Амбар, сеновал, хлев по площади гораздо больше жилых помещений. Многочисленные «сусеки», клети, клетушки, места для хранения съестного. Обширные загоны для коров, овец, коз.
Человеческая семья занимала пространство с низким потолком и малюсенькими окнами, организованное по типу «студия». Кажется, главная задача - обеспечить всех спальными местами: старые и малые - на печи, подростки — на полатях под потолком, молодожены —в сенях, остальные — «семеро по лавкам».
Здесь же уголок стряпухи и столовая. Должно быть, тяжело переживать долгую зиму в условиях такой крайней скученности.
Соседнее помещение более светлое, просторное, потолки выше, окна больше. Горницу [светелку] использовали только летом, несмотря на наличие печи с дымоходом. Слишком дороги были дрова в XIX веке.
Значительная часть комнаты выделена для женской работы.
Приданое начинали готовить сразу после рождения девочки. Невесту ценили не столько за красоту, сколько за умение прясть, вязать, шить.
А чувства?
«И полно, Таня! В эти лета
Мы не слыхали про любовь;
А то бы согнала со света
Меня покойница свекровь». –
«Да как же ты венчалась, няня?» –
«Так, видно, Бог велел. Мой Ваня
Моложе был меня, мой свет,
А было мне тринадцать лет.
Недели две ходила сваха
К моей родне, и наконец
Благословил меня отец.
Я горько плакала со страха,
Мне с плачем косу расплели
Да с пеньем в церковь повели»
/«Евгений Онегин», А.С. Пушкин, 1823-1831 гг./
Пушкинские формулировки необычайно точны и экскурсионный текст составлен профессионально, с отсылкой к литературным произведениям, тонкой связкой бытовых деталей с историческими.
С экскурсоводом нам очень повезло. Слушать было приятно. На вопросы она отвечала развернуто, явно владея материалом, не выказывая ни малейшего раздражения.
В общем, хороший музей и замечательные сотрудники.
Мороз -25С слегка спутал восприятие, а летом думаю — красота.
Пушкинская деревня находится ровно на полпути между Святогорским монастырем и Михайловским.
Спасибо за внимание!