Новости бурлят - на днях из Латвии произошла депортация русского пенсионера - Бориса Каткова.
Как можно выгнать из страны человека, который всю или большую часть жизни в ней прожил - отдав лучшие годы, молодость, здоровье, работал и растил детей и внуков? Выгнать не за то, что нарушал законы, а за то, что оказался не той национальности?
Если не изучать историю Латвии за последние лет 200 - то в этой ситуации очень много непонятного. Латвия постаралась из положения русских в стране сделать детектив, как минимум. Я расскажу подробно что к чему на примере родителей мужа.
Людмила Михайловна
Родилась в Ольгинском районе Приморского края в 1958 году, была 2й дочерью в семье. Отец был военным, служба его забросила сначала на Кавказ, в Астару - это территория нынешнего Айзербаджана, граница с Ираном. А потом его отправили в Латвийскую ССР, под Лоде, была там военная часть. Затем перевели в Ригу, на территории Зиепниеккалнса был открытый военный городок, там они жили в 2хкомнатной квартире, 8 человек: отец, мать, Людмила Михайловна, ее сестра с мужем и сыном, приемный брат, бабушка. В 45 лет в чине подполковника отец вышел на пенсию и им дали 4хкомнатную квартиру в Риге, которую уже после смерти родителей (в 85 и 88 лет) удалось продать и всем разьехаться.
Когда Михаил Леонтьевич заканчивал служить, ему предлагали пребраться с семьей в Ленинград или Москву, квартиру давали. Но так как в Риге уже была налажена жизнь, подрастал внук от старшей дочери, обрасли друзьями, знакомыми, то переезжать он отказался - кому захочется по доброй воле начинать жизнь сначала? К тому же, у матери, Валентины (по паспорту Устинья) Кондратьевны, был врожденный порок сердца, а отец, к тому времени, пережил как минимум один инфаркт...
В советское время для комфортной жизни в ЛССР знать латышский было не обязательно, тем более в военной среде. Но несмотря на это отец Людмилы Михайловны пытался учить латышский по самоучителю - считал, что знать язык хотя бы на бытовом уровне нужно, и старался научить этому детей.
Людмила Михайловна закончила 10 классов советской школы, затем Республиканский вычислительный центр ЦСУ по специальности Оператор вычислительных машин. Работала там же, пока не вышла во второй декрет. А из декрета возвращаться было уже некуда - из 16 человек персонала осталось только двое, остальных сократили. Вмешался технический прогресс, уже не требовались люди в таких количествах обслуживать компьютеры... Затем развалился Советский Союз и экономика Латвийской Республики посыпалась точно также как и экономики всех остальных республик бывшего СССР...
Людмила Михайловна пыталась решать вопрос трудоустройства как могла - пошла продавать искусственные цветы на кладбище, но если у тебя нет торговой жилки, то интеллигентному советскому человеку обрести успех на этом поприще было невозможно. О рыночной экономике простым людям было неизвестно абсолютно ничего. Старшее поколение еще помнит это наивное недоумение: "Как человек с высшим образованием, может пойти работать не по специальности? Или вообще, чернорабочим?!". Кто был пошустрей, тот вливался в жизнь, а кто-то так и прожил остаток жизни с ощущением беспомощности, несправедливости и обиды на жизнь...
В 93м свекровь взяли работать в рыбный цех, по блату. И даже зарплата в 40 лат (после того как 10 лат уходило на проезд и 10 вычитали за еду на работе) не позволяла семье расстаться с постоянным чувством голода. Белого хлеба на столе не видели несколько лет. На питание уходило 20 копеек в день, кирпич черного хлеба на 4х человек, и дочь она еще подкармливала грудью.
Работа была очень тяжелой, поэтому потом она работала и дворником, и посудомойкой в китайском ресторане, где под конец хозяин не хотел платить и в ресторане у шведов, тот ресторан закрылся не выдержав ковидных времен...
Когда Людмила Михайловна выходила на пенсию, в 64,5 года, Латвия за советский стаж платить отказывалась. К тому же в 90е по нескольку лет приходилось работать не официально, значит и налоги не платили и в итоге пенсия получилась всего 170 евро.
Так как Людмила Михайловна негражданка, то Россия дала ей возможность вместо этого странного статуса взять Российское гражданство, и к тому же, оформить еще российскую пенсию, со стажем уже за советский период. То есть, пенсионеры в России, например, свою пенсию получают сразу за весь стаж, который включает и советское время, а российским пенсионерам в Латвии за советский стаж платит лишь Россия.
Эта пенсия перечислялась раз в 3 месяца и оооочень сильно зависела от курса евро/рубль. В последний год это было около 120 евро в месяц.
Перед тем, как сравнивать с пенсиями в России, посчитайте коммунальные платежи, телевизор-интернет-телефоны и прочие расходы. Даже на пенсии свекровь продолжала работать. И не смотря на тяжелый график, еще умудрялась в грибной сезон каждый день бегать в лес...
Михаил Фёдорович
Помственный сибиряк, родился в 1955г. под Новосибирском, в Пашино. После школы получил специальность механика. Сразу после училища его забрали в армию и, в связи с состоянием здоровья (у него проблемы с бронхами), его отправили в стройбат, в Ригу. Там, после нескольких месяцев обучения он стал машинистом башенного крана. Прибалтику тогда массово строили - заводы, военные городки (Прибалтика - это был рубеж страны, да еще морской), новые районы для прибывающих со всей страны рабочих и специалистов - в регион вся страна вкладывалась очень хорошо. Свекр поездил по стране, машинист башенного крана был всегда востребованной профессией. Тогда же он познакомился с будущей женой, которая как раз заканчивала 10й класс.
Когда наступил дембель, он вернулся в родной Новосибирск. Но, поглядев на то, с каким размахом и отдачей пьют окружающие, решил, что такой жизни себе не хочет. Очень кстати пришлись письма от девушки, которая запала в душу, она звала вернуться в далекую Ригу...
Тянуть со свадьбой не стали, свадьба была в марте 1976 года. Устроился на Аврору, одну из крупнейших чулочно-носочных фабрик в Прибалтике. Работал сначала слесарем, затем помощником мастера. Отработал от звонка до звонка целых 22 года. К 98 году Аврора, не выдержав тягот рыночной экономики, начала загибаться. Сначала работникам выплачивали зарплату носками (хорошие носки были, кстати), затем и вовсе платить перестали. Работники побежали кто куда. У Михаила Федоровича, хоть и мужчины с золотыми руками, но устроиться на хорошее место тогда не получалось - себя надо уметь презентовать. 3 года мыкался по кооперативам - никто не хотел платить. Видимо, уже тогда Латвийские власти старательно забивали гвозди в крышку гроба любого бизнеса.
Потом повезло - однокашник сына позвал на предприятие где сам работал - оно занималось производством пластиковых окон. Зарплата была серой, налоги платили по минимуму.
На пенсию он ушел в 63,5 года, продолжая работать. По началу пенсия была 80 евро, а к 2023 году выросла до 190. Российская в 2023г была около 120 евро.
***
Можно много рассуждать - почему же не уехали в Россию тогда. А было время думать, сравнивать? В России никто не ждал. Да, как бы наследство от родителей было, но делиться им никто уже не собирался, мы и не расчитывали... В Латвии остались многочисленные родственники - сестры, братья, дяди, тети. К ним не попадешь - даже если получишь визу, на границе надо заполнять анкету, или ехать окольными путями. Им ехать к нам страшно - вернешься, а тебя объявят врагом народа или что там им еще в голову взбредет.
Сейчас есть интернет, мы и переехали-то благодаря ему. А тогда - ехать в неизвестность. Как в XIX веке - куда, как, что там, к кому ехать...
Никто не думал, что Латвия будет выселять русских за то, что они русские. В страшном сне не могло приснится. Кабы знал где упадешь - соломки бы подстелил...
Латышский язык Михаил Федорович не знал. Зачем он ему был нужен, обычному работяге с завода? Напоминаю, в Латвии половина населения у которых родной язык - русский. Коллеги и начальство все были русскими, в магазине русский тоже прекрасно понимают, по телевизору показывают русские программы, круг общения - русский. Корочку на знание латышского он купил в 97г, тогда эти корочки еще вносили в базы данных - не подкопаешься. Работником он был ценным, начальство и не думало приставать к нему со знанием латышского.
Свекровь, Людмила Михайловна, латышский знала со школы, и на нужную категорию сдавала без проблем. И в 90х, и в конце 2022го, когда граждан России (которые раньше были негражданами Латвии), обязали сдавать на категорию опять.
Так в латышском ли дело?
В конце 2022 года латвийские власти, вдруг, объявляют, что если пенсионеры с российским гражданством хотят остаться в Латвии, то им придется заново доказывать свое право на ВНЖ. Старый им аннулируют - погоняйтесь, теперь, за новым. Для нового ВНЖ нужно сдать латышский на определенную категорию (на которую, будем честны, не все этнические латыши сдадут), если гражданину меньше 75 лет, заполнить анкету. Если они вовремя этого не сделают, то у них еще будет время, но получать пенсию они не смогут, как и пользоваться условно-бесплатной медициной. Визит к специалисту для них теперь стоит от 40 евро. Вызов скорой - почти 200 евро. День полежать в больнице от 40 до 500 евро, без учета операции.
Что интересно, латвийские власти, вдруг увидев, что старики демонстрируют неплохое знание языка (несмотря на все старания языковой комиссии завалить, его сдавало около половины), стали экзамен ужесточать. Через пару месяцев ввели анкету, в которой они должны были признать аннексию Крыма Россией, осудить российские военные действия на Украине, оправдать снос памятников героям Советского Союза освобождавших Латвию во 2 мировую войну и настучать на всех родственников - кто, где, когда, зачем и почему. Причем, это касалось только граждан России и Беларуси из бывших неграждан Латвии, а граждане остальных стран с ВНЖ в Латвии могут спать спокойно.
Борис Катков, которого депортировали из Латвии 12 января - выполнил все требования для получения постоянного ВНЖ, латышский ему не надо было сдавать по возрасту (ему 82 года, а экзамен нужно сдавать до 75 лет). Его обьявили угрозой национальной безопастности. Не понравилось, что он глава Латвийско-российской ассоциации сотрудничества и представительства Балтийского федерального университета им. Канта. Слишком значимая фигура для русских в Латвии.
Эти старики прожили разную жизнь - кто-то менее сытую, кто-то более, у кого-то получилось что-то достигнуть, кто-то просто жил. Но сейчас их выставляют вникуда. Просто за то, что они не согласились отказаться быть русскими.. Кто-то просто живет с этим, не задумываясь, кому-то стыдно за то, что он русский, а эти старики гордятся тем, что они РУССКИЕ. И за это получают от страны проживания вот такое "признание "...
И дело не в том, что есть законы, которые отказываются соблюдать старики, прожившие почти всю жизнь в Латвии, а в том, что законы меняют для того, чтобы избавиться от русских в Прибалтике? На мой взгляд, сегодня этого не понимают лишь те, кто не хочет понимать. И есть ли будущее у русского мира в Латвии - неправильная формулировка.
А правильную - нам подскажет ближайшее будущее...
***
В начале января Управление по делам гражданства и миграции Латвии заявило, что депортация грозит 1167 гражданам России, 789 из которых старше 60 лет. Бориса Каткова вывезли на границу с Россией и оставили, дальше - сам. Русские переселенцы во Пскове первыми предложили свою помощь, узнав о беде соотечественника. И, Борис Григорьевич фигура значимая, известная, глава псковской области позаботился, чтобы того довезли до гостиницы, накормили, и на утро отпраили самолетом в Калининград, где Борис Григорьевич собирается осесть. Будут ли власти так заботливы к сотням других российских пенсионеров, которых никто не знает?
Надеемся, что да. Официальный представитель МИД России Мария Захарова отметила, что Москва подготовит места для размещения соотечественников и проработает вопросы их трудоустройства.
Продолжение следует, не переключайтесь:
Предыдущие истории: