Итак, мы продолжаем наше следование по местам основных событий первого года Великой Отечественной войны. И сегодня на календаре 3 июля. Одним из самых знаковых событий являются не какие-то военные действия, а первое выступление Сталина по радио. И это на 12-й день войны. Специалисты до сих пор спорят, в каком состоянии пребывал вождь после 22 июня. Кто-то указывает, что он был морально сломлен, кто-то - что был достаточно активен и именно чрезмерная занятость не позволила ему выступить раньше. Но у нас канал не про это и углубляться в эти детали я не буду.
В Заполярье ситуация стабилизировалась. Шли перестрелки на расстоянии, но в целом без подвижек в ту или иную сторону. То же самое можно сказать и о Карельском перешейке.
Гораздо большая активность начала проявляться в Прибалтике. Во-первых, немецкие части приступили к вытеснению остатков наших армий к западу от Риги. Фактически советские части "сбрасывались" в Рижский залив. Хорошо, если поблизости располагался какой-то транспорт, который мог бы вывести их в пока не занятые районы.
Но гораздо более сильный удар был нанесен по дороге Рига - Сигулда. А затем еще один мощнейший марш-бросок в направлении Пскова, занятие области Гулбене и окончательное рассечение наших армий. Одна часть окажется зажатой на территории Эстонии, а вторая будет прикрывать направление на Псков и на восток в район Острова.
Сигулда - это 15-ти тысячный город на реке Гауя. Здесь один из самых крупных в Латвии национальных парков. Там располагается крупнейшая пещера во всей Прибалтике. Ну как - крупнейшая... Длина 19 метров, высота свода - 10 метров. Главная архитектурная достопримечательность - Турайдский замок. 500 лет его стены отстояли. Он, конечно, захватывался, но не уничтожался. А вот в конце XVIII века замок поджог сам охранник, которому померещилось приближение врага.
Ну а вообще это центр санно-бобслейного спорта просто мирового уровня. В Прибалтике такие состязания вообще очень популярны.
Гулбене в два раза меньше Сигулды, И здесь тоже есть весьма специфичный центр притяжения для туристов, которые любят железные дороги - знаменитая латышская узкоколейная дорога до Алуксне.
Теперь давайте вспомним, что происходило южнее на территории современной Беларуси. Минск был взят ударом с трех основных направлений. С юго-запада со стороны Бреста, с запада - со стороны Гродно и с северо-запада со стороны Вильнюса (синие стрелки на карте ниже). Понятно, что в районе белорусской столицы немцы скопили огромные силы, которые теперь наоборот должны были быть рассредоточены. Первым делом началось наступление по кратчайшему пути в направлении Москвы через Борисов и далее на Оршу. И как раз в предыдущих публикациях мы говорили о занятии противником плацдарма на восточном берегу Березины.
Однако естественно, что с одной стороны наступать ярко выраженным острием - это получить удар максимальной силы и максимальной концентрации - такой кинжальный выпад. С другой стороны, понятно, что в такой ситуации резко "оголяются" фланги наступающей армии, которые нуждаются в защите. Поэтому параллельно началось наступление южнее основного удара в район Могилева. И понятно, что здесь на пути немцев тоже лежала Березина. А на ней - современный город Березино. Вот 3-го июля здесь и происходили основные события. Причем в отличие от Борисова, мост в данном населенном пункте успели взорвать. Но немцы все равно смогли переправиться на восточный берег реки, а на следующий день навести уже свою переправу.
На весь город Березино одна достопримечательность, если я правильно понимаю - усадьба Потоцких. И та в запустении прибывает. Причем там такая интересная история с передачей этого имения. Сначала Анна Потоцкая - бывшая жена графа Потоцкого, дарит имение своему сыну, у которого это имение купит другой брат. Если бы сделка происходила в наши дни, то я бы сказал, что господа что-то мутят с НДФЛ.
А еще в городе есть спиртовой завод, но его построили уже после войны.
Если верить литературным источникам, то еще один мост через Березину был в Якшицах, что на 30 южнее Березино. В наши дни стационарная переправа там отсутствует.
Захватили переправу и еще южнее в районе Свислочи. Здесь даже правильнее будет сказать не южнее Борисова, а севернее Бобруйска. В наши дни моста и здесь нет. Вообще мне это кажется даже странным, чтобы на расстоянии нескольких десятков километров не было моста через в общем-то крупную реку. Это ж какой объезд приходится закладывать, чтобы попасть на другой берег. Причем Яндекс ничего и про паромы то не говорит. Я уверен, что у меня в читателях есть жители эти мест. Расскажите, пожалуйста, как в наши дни обстоят дела с переправами.
Не лучше обстояли дела у Красной армии и к северу от Борисова. Немцы совершили большой марш-бросок в район поселка Бегомль (это произошло еще накануне), а оттуда повернули на восток, форсировали Березину (тут источники расходятся - был взорван мост или нет), и 3 июля достигли города Лепель.
Бегомль для Великой Отечественной войны - очень знаковое и одновременно трудно объяснимое место. 2 июля маршем немецкая колонна проследует через поселок на восток. Безусловно, будет считаться, что он находится на оккупированной территории. Но именно в его окрестностях располагались мощнейшие партизанские соединения. Причем такие, что нередко можно встретить указание в литературе, что места фактически продолжали контролироваться силами, подконтрольными советскому правительству. Здесь был оборудован настоящий аэродром, принимавший самолеты с большой земли. Вот только в качестве памятника установлен самолет уже послевоенного времени Ил-14. Его разработают лишь в конце 40-х гг., а первый полет он совершит в 1950 году. Но в принципе, конечно, олицетворяет авиацию.
Почему немцы не провели массированную операцию против этих партизанских бригад - объяснить достаточно трудно. Понятно, что это потребовало бы людских и материальных ресурсов, но иметь у себя глубоко в тылу такую бомбу замедленного действия - это же в чем-то сидеть на пороховой бочке.
Лепель - это уже намного более крупный центр. Его название произошло явно от чего-то растительного: то ли от липы, то ли от кувшинки, то ли от ольхи. Поселения здесь известны с глубокой древности, а вот развиваться город начал после строительства Березинской водной системы, что соединяла Днепр и Западную Двину. А это был кратчайший водный путь из Черного моря в Балтийское. Это был важнейший стратегический опорный пункт, на котором хранилась масса оружия. А оборонять его пришлось фактически нескольким ротам курсантов, усиленных отступающими остатками армий с запада. Тем не менее, бои за город продлятся почти сутки, а затем курсанты взорвут мост и отойдут на восток. Понятно, что все это тормозило движение немецких частей, давало выигрыш очень важных часов, а иногда и дней.
Уже на следующий день немцы начнут из этих мест движение дальше на восток. Ну а у нас есть повод вспомнить еще одного человека, который родился в этом городе. Владимир Яковлевич Мотыль - человек, снявший фильмы "Белое солнце пустыни", "Звезда пленительного счастья", "Женя, женечка и Катюша". Классика советского кинематографа.
И еще один момент. Во второй половине дня советские танки предпримут достаточно дерзкую вылазку в район Борисова. По информации большинства источников это были тяжелые танки КВ. Завязался бой, закончившийся существенными потерями для каждой из сторон. Но задача выбить немцев с Борисовского плацдарма не была решена. Да и вряд ли ее можно было решить такими силами.
Активизировались действия немецко-румынских войск и на юге. Лишь 3 июля части противника смогли перейти реку Прут и закрепиться на восточному берегу на территории современной Молдавии. Наступление велось с румынской территории с линии Яссы - Ботошани.
До Кишинева отсюда уже менее 100 км. Но пока основной удар был направлен на северо-восток через Бельцы на Могилев-Подольский.
Вот такими оказались основные места событий 3 июля 1941 года. Спасибо, что следите за этим блоком канала. До встречи на следующих публикациях!