В группу детей, с которыми я работаю, пришёл преподаватель моделирования. Так задумано. За час занятий по шаблонам дети (не весь класс, а лишь по желанию) должны сделать объёмного снегиря. Не слишком простая, надо сказать, работа для начальной школы. Объект сложный.
Делают далеко не все, но большая часть. Я просто наблюдаю, не вмешиваясь, хотя очень хочется.
Педагог немолодая, старой закалки. И хотя дети её уважают, но побаиваются.
- Антонина Ивановна, смотрите, какая птичка у меня получилась! – Маша, довольная тем, что сделала птичку раньше других, радостно подбегает к преподавателю.
- Сядь на место! Когда скажу, тогда подойдёшь! – суровым взглядом педагог отправляет девочку «на своё место».
- Можно я покажу? – спрашивает Антонину Ивановну Аида.
Замечаю одобрительный взгляд педагога: Аида любимица. Особое отношение взрослых к себе девочка заслужила тем, что всегда готова прийти на помощь. А ещё она в курсе всех событий, происходящих в классе и с удовольствием рассказывает об этом учителям.
- Да, Аида! – подзывает к себе Антонина Ивановна девочку. – Покажи, что получилось?
Но здесь её одобрительный взгляд сменяется немилостью.
- Клей почему торчит? Ты что, не можешь аккуратнее сделать?
Взгляд Аиды поникает, девочка уныло плетётся на место убирать клей с поделки.
- Антонина Ивановна, а я ещё две птички сделаю! – радостно подбегает к столу учителя Дима, не дождавшись, пока одноклассница отойдёт от преподавателя.
- Куда тебе ещё две? Ты ещё эту не доделал, а урок уже заканчивается! – прерывает его на полуслове педагог.
Парень останавливается, растерянно смотрит на заготовку птички, возвращается за свою парту.
Во взгляде преподавателя вижу любовь. Искреннюю, правда!
И она действительно убеждена, что даёт детям верное представление о красоте и «правильности» происходящего.
Собственную модель жизни она представляет, как некий эталон, шаблон по которому должно жить остальные.
Не осуждаю её, она так воспитана и от души старается передать своё представление о жизни детям.
Внутри меня борются две энергии:
- Понимания, что это жизнь и всё происходит по наилучшему сценарию.
- И энергия протеста: ведь я вижу, как на корню обрубается творческая энергия созидания, так ещё по-настоящему кипящая в каждом ребёнке.
Неужели после призывов: «Сядь на место!», «Переделай!», «Давай быстрее!» и тому подобных, у детей сохраниться желание создавать дальше?
И как об этом сказать педагогу, не испортив отношения и не уронив, при этом, её авторитет. Не в глазах детей – при них это сделать непростительно. В её собственных глазах.
И стоит ли? Я не знаю…
Буду признательна за Ваше мнение в комментариях, уважаемые читатели.
И разъяснение: почему считаете так или иначе?
Ставьте лайки, подписывайтесь на канал.
Задавайте вопросы: в отличие от описанной сегодня ситуации, обычно я знаю, что делать :-)