Предисловие:
В указанной статье речь пойдет о составлении договора-оферты для сайта, в рамках которого вы реализуете своим клиентам товары и услуги.
Меня зовут Зигангиров Рустем, я великий составитель оферт для сайтов, в счастливом браке 20 лет.
Без шуток за год в среднем составляю от 50 до 100 оферт. Так что компетенции более чем достаточно и прислушиваться к моему мнению нужно.
Подробно расписывать каждый из разделов документа не вижу смысла, пройдусь по фишкам на которые многие другие юристы внимания не обращают, а для меня они являются чем-то вроде обязательных правил и условий.
И так стартуем:
1. Никакого пользовательского соглашения. Только оферта.
Действующим законодательством Российской Федерации, не предусмотрено обязательного, строго регламентированного перечня документов, необходимых для адаптации на сайт. В связи с чем не вижу смысла делать излюбленное у всех юристов пользовательское соглашение, призванное вроде как регламентировать правила поведения пользователя на сайте, а в определенных случаях и описывающие его работу. Все это дело можно засунуть в оферту!
2. Термины и определения.
В список терминов и опредлений, содержащийся в договоре адаптируйте используемые на сайте понятия или слэнг, а не просто общепринятые или используемые ГК термины. То есть достаточно странно, когда к примеру в рамках вашего сайта реализуемый курс разделен на блоки, а в оферты они именуются этапы или уроки.
Однозначность терминов дает нам четкую правовую квалификацию всех возникающих в нашей деятельности ситуаций, а также позволит избежать путаницы при возникновении спорных ситуаций в последующем (в том числе в случае судебных разбирательств).
3. Скидки.
Если используете скидки, то используйте их сумом и исключительно в свою пользу. Например вы продаете абонемент в фитнес центр по фулл прайсу за 12 000 рублей в год, однако иногда можете делать сезонные скидки и продавать их за 7000 рублей. Условно клиент отзанимался у нас пол года и требует вернуть ему половину о стоимости абонемента, а это 3500 рублей. В свою очередь мы можем ему возразить, и указать на тот факт, что отзанимавшись пол года он использовал услуг на 6000 рублей (половина от стоимости годового абонемента 12 000 рублей). А значит вернуть мы ему можем только 1000 рублей (7000 минус 6000 = 1000). А скидка на абонемент являлась нашим правом, а не обязанностью. К слову указанное условие не противоречит требования Закона «О защите прав потребителей». Главное прописать это в оферты.
4. Используйте незаконные условия.
Да умники могут возразить, что так неправильно и любом случае указанные условия неприменимы. Однако ж кто об этом узнает? Большинство из пользователей юридически не подкованы, а значит клюнут и откажутся от своих вполне законных требований к нам. Например указываем, что клиент не вправе расторгать заключенный с нами договор и мы не будем ему ничего возвращать, если ему не понравятся оказываемые нами услуги.
5. Усложняйте порядок подачи жалоб и претензий в наш адрес.
Согласно п. 21 Постановления Правительства РФ от 31.12.2020 N 2463, продавец доводит до потребителя информацию о форме и способах направления претензий. В случае если такая информация продавцом не представлена, потребитель вправе направить претензию в любой форме и любым способом.
Значит мы можем внести в оферту условия о том, что жалобу нам можно направлять исключительно путем отправки заказного письма с уведомлением через «Почту России», а не просто написав письмо на электронику. Вроде бы мелочь, однако это позволит нам тупо не рассматривать ряд направляемых в наш адрес писем.
Это далеко не полный перечень используемых мной условных хитростей при составлении оферты.