Найти в Дзене

Сегодня расскажу о том, как важно говорить "нет"

Важно научить этому слову своих детей, любых. И здоровых. И тех, что с диагнозом.

Слово это волшебное, оно может уберечь от всяческих неприятностей.

А мы так часто стесняемся его произносить. Чтобы никого не обидеть, чтобы про нас не подумали плохо.

Говорим: "Ну не знаю...Подумаю."

А мне это "не знаю", прямо в печёнках сидит с самого детства. Всегда была нужна какая-то определённость. Да - значит да. Нет - значит нет.

Хотя сама я редко пользовалась этим словом. Скорее была ведомой. Очень мне хотелось с кем-нибудь общаться, дружить.

А сын пошёл ещё дальше меня. У него это "не знаю" стало ответом на все вопросы.

Даже когда что-то знал, всё равно говорил: "Не знаю."

Например, сидит пишет что-то по математике, решает задачу. Уже закончил, ответ записал. Учитель его спрашивает: "Ну что, справился?"

Он либо молчит, либо говорит: "Я не знаю."

- Ну как не знаешь? Вот же ты написал 96. Или это не ты писал?

- Не знаю.

- Ну что, будем дальше продолжать задачи или начнём примеры?

- Не знаю.

И так весь урок. А потом уже я:

-Обедать идёшь? На вокал собираешься?

И пять один и тот же ответ. Хоть бы раз сказал "да" или "нет."

И я всё думала, как убрать эту неопределённость. Потому что было несколько эпизодов, которые меня очень сильно насторожили.

Один из них произошёл, когда сыну было лет шесть или семь. Гулял он во дворе и меня не слушал. Говорил: "Сядь на лавку, хвост прижми и не мешайся."

Это его кто-то из мальчишек научил. А тут понимаете, предшкола, "совсем взрослый", нос задрал высоко-высоко. Объявил, что он сам теперь будет гулять, один.

Ну я ему и позволила немножко самостоятельности. 0тругала, конечно, за дерзость и отошла в сторону.

Фото автора
Фото автора

И тут началось. Подошла одна девочка, чуть постарше. Спросила: "Сможешь съесть целую ладошку снега?"

Серафиму здесь нужно было сказать "нет", очень твёрдо и сразу уйти. А он затянул свою песню: "Не знаю."

А девочке стало забавно, она ему и сказала: "Так ты узнай. Возьми и попробуй."

И он попробовал. Зачерпнул снег - и в рот. И давай плеваться.

А девочка засмеялась. И предложила новое испытание: "Пойдёшь, с горки спрыгнешь, вон оттуда?"

И Серафим ей опять ответил: "Не знаю." А она его уже стала подталкивать к лестнице.

Ну тут я и вмешалась. Спросила у сына: "В чём дело, почему ты не можешь сказать "нет"?"

Ответ поразил: "Старших нужно слушаться. Саша старше. Нужно выполнять всё, что она просит."

Так...На секундочку, это был тот самый мальчик, который маму не слушался абсолютно, негативизм которого просто зашкаливал.

Он вот только что, десять минут назад, отправил меня на лавку, сидеть там, прижавши хвост.

И тут же стал совершенно тряпочным в присутствии свой ровесницы. Лапки свесил, ничего не знает. И делай с ним, что хочешь.

Почему это происходило я расскажу завтра. Тут не всё просто.

А тогда у меня была одна мысль: "Так любой посторонний человек может подойти и увести моего сына с площадки."

Видимо, так и происходит с детьми, которых уводят всякие нехорошие люди.

И я начала думать, почему эти дети молчат, почему не говорят "нет". Почему даже мой очень дерзкий ребёнок становится вот таким ничего не знающим и податливым.

И поняла, что он таким образом общается, пытается завоевать чью-то симпатию. Если он скажет "нет", от него отойдут и не будут с ним разговаривать, играть, "дружить."

Вот с такой я столкнулась сложностью. А ещё и с тем, что он, чтобы понравится, начинал копировать чьё-то не очень хорошее поведение.

Все едят чипсы грязными руками. И он будет. Предложат попить из бутылки, из которой только что пили пять пацанов - никогда не откажется.

Хотя дома брезгливый. Никому не позволяет брать свои чашек и сам из чужих не пьёт. А тут за компанию, оказывается, всё можно.

И не один он такой. Мне тут недавно рассказала одна мама, которая сопровождает сына в классе: "Сидим в уголке на перемене, рисуем с детьми новогоднюю стенгазету (она там, похоже, еще и массовик-затейник: игры приносит, придумывает разные занятия). Мальчик один сильно кашляет, жуёт яблоко. Пожевал - кинул на пол. Потом опять с пола поднимает и в рот. И моему предлагает: "Хочешь?" А я даже среагировать не успела, как сын схватил это яблоко и откусил. И вроде большой парень, 12 лет. И не голодный. Только что из столовой. И знает все правила, что нельзя доедать за другими, подбирать еду с пола. Но почему не ответил: "Нет"?"

Удивительно это, правда же? Многие из нас, людей не имеющих никаких официальных диагнозов, поступают так же в каких-то определённых ситуациях. Непонятно почему. Или, наоборот, понятно.

Что касается сына сейчас. Слово "нет" он говорить не то чтобы научился, но оно появилось наконец-то в его лексиконе, как и слово "да".

"Не знаю" стало гораздо меньше. К этому шли очень долго, годами. И сначала мне нужно было перестроить себя. Научится определённости, чтобы "да" - это было точно "да", а "нет" - точно "нет", и никак иначе.

А вы умеете говорить "нет". А ваши дети? Как думаете, помогает такое умение в жизни?