Шумная и скандальная слава сериала Жоры Крыжовникова (он же – Андрей Першин) «Слово пацана. Кровь на асфальте», похоже, взбудоражила всех. Федеральные и татарские чиновники требуют запрета сериала. Интеллигентная молодежь (в основном, студенты) стесняются признаться в том, что они все же посмотрели навязший у всех в зубах сериал. Дворовая молодежь начинает изо всех сил копировать не только поведение персонажей «Слова пацана», но и сбиваться в стаи с соответствующей манерой разговора, характерной для уличной гопоты. И вот уже летают повсюду слова «чушпан», «скорлупа», «отшить» и т.п. Патриоты Татарстана гордятся тем, что, наконец-то, сняли фильм про их столицу. А медиа постоянно сообщают о преступлениях, которые сопровождали и сопровождают явление сериала зрителям. Один только продюсер Ф.С. Бондарчук радостно потирает руки от удовольствия шумного успеха и получаемых прибылей.
А всего-навсего было снято только восемь серий. Правда, реклама была такой агрессивной и настойчивой, будто ею занимались сами пацаны со всех уголков нашей необъятной Родины. Поэтому творение Жоры из Арзамаса и кажется рассадником зла и преступных деяний. И вот уже в Иркутске подростки насмерть забивают своего сверстника. СМИ моментально увязывают эту трагедию с влиянием не улицы, а показом нынешнего сериала на стриминговых платформах. Выясняется, и не менее удручающий факт: один из отобранных на кастинге исполнителей подозревается в совершении убийства несколько лет назад. И в довершении всего Центробанк России внес некую коммерческую организацию в реестр подозрительных структур, потому что она дурит головы тысячам наших соотечественников путем вовлечения их в финансовые пирамиды. А называется эта банда мошенников...Вы угадали – «Слово пацана».
И это, надо думать, только цветочки. Ягодки еще впереди. Ведь уже проанонсирован премьерный показ «Слова пацана» на одном из федеральных телеканалов. Не далее, как грядущей весной. Вот уж пойдет потеха! Заодно увеличится и число сторонников, и число противников сериала. Создатели и участники «Бригады» и «Бумера», тихо дымя вейпами, самокрутками и «сигаретами» в сторонке, могут только позавидовать тому, как сошлись звезды, и пацаны лихо явились обществу из прошлого, чтобы взбудоражить настоящее и как бы повесить в общественной атмосфере некий знак неопределенности о судьбе нынешнего поколения тех, кто еще слоняется по улицам, и свято верит в то, что выуживает из сетевых и теневых недр собственных гаджетов всех сортов и видов. Представьте себе, чтобы было в те самые 1980-е годы, если бы у этих отморозков полубандитского пошиба в мегаполисах в руках бы оказались современные технологичные средства связи. Впрочем, ответ нам дают сами IT-мошенники, которые грабят нас с вами отнюдь не так как казанская гопота 35 лет назад, а более изощренно. Но по сути точно также.
Разбор художественных достоинств и недостатков, ошибок и просчетов увиденного сериала еще впереди. Пока лишь ограничимся тем замечанием, что Жоре Крыжовникову как креативной личности повезло. С точки зрения выбранной темы и консультанта, ибо режиссер нынче прикрывается как щитом книгой некоего Роберта Гараева «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970-2010-х». По словам автора, он сам был членом одной из тех банд, который так лихо показаны в сериале. Но потом перековался и «ушел с улицы» в гуманитарную сферу, став порядочным человеком.
На самом деле его плохо изданная книга, уже стала таким же популярным явлением читательского масскульта, как и сериал стримингового пространства. С той лишь разницей, что она носит хаотичный характер и представляет собою собранные под одной обложкой воспоминания, фрагменты статей и иных неаутентичных документов и свидетельств. Попытка Роберта Гараева навести хотя бы какой-нибудь порядок в тексте выглядит неудачной, потому что автор сам не знает: чего хочет. Наблюдательности же и умения описывать увиденное и узнанное у него практически нет в арсенале его профессиональных навыков. До славы Гиляровского и Константинова ему ой как далеко! И если поверить официальной информации о том, что именно господин Гараев выступил в качестве консультанта сериальных творцов, то становится понятным та историческая и психологическая размытость не только атмосферы происходящего в кадре, но и наличие в кадре несуразностей, ошибок, анахронизмов и очевидных небрежностей. Допускаю, что часть из них привнес в сериал сам режиссер и его соавтор сценария (Андрей Золотарев), ибо оба они в тот момент, о котором снимали свое телекино, в лучшем случаи были школьниками младших классов. А Жора-Андрей вообще рос в закрытом городе Арзамас-16.
И первое, что бросается в глаза при просмотре сериала «Слово пацана. Кровь на асфальте» это…полное отсутствие того самого асфальта. Вот на сем моменте мы и остановимся, чтобы в следующий раз более подробно пояснить: какие нелепости и странности в сериале от этого происходят.
Сергей Ильченко