Найти тему
Market Makers

Преимущества и недостатки маркетплейсов и как там можно заработать

Оглавление

Сегодня продолжим тему маркетплейсов и поговорим об их преимуществах и недостатках - как для покупателей, так и продавцов. Если вы планируете зарабатывать, продавая товары, или открыть свой пункт выдачи, то вам нужно знать эти особенности, чтобы не прогореть.

Маркетплейсы помогают упростить многие бизнес-процессы, но за это придётся заплатить определённую цену. Разберёмся подробнее, какие у них существуют преимущества и недостатки.

Преимущества маркетплейсов

Доступ к большой аудитории

Начиная продавать на маркетплейсах, продавец в перспективе получает постоянный поток клиентов, т.к. услугами маркетплейса пользуются большинство граждан как в России, так и за рубежом. Получить такой трафик на свой сайт – практически невозможно, если вы не федеральный бренд.

  • Экономия на рекламе и продвижении

Работа через маркетплейс позволяет бизнесу экономить на продвижении бренда, развитии собственного сайта, отделе продаж, рекламе и т.д. Всеми этими вопросами будет заниматься сама онлайн-платформа. От вас потребуется найти востребованный товар и привлекательно оформить ваше предложение.

Как показывает практика, попасть в ТОП маркетплейса проще и дешевле, чем раскручивать собственный бренд. Но, разумеется, будет дополнительным плюсом, если вы будете иметь сильный бренд и собственные каналы продаж. Это позволит вам снизить зависимость от маркетплейса.

  • Упрощение логистики и юридических вопросов

Если вы торгуете через маркетплейс, то вы сможете оптимизировать свою работу сразу в нескольких моментах. Вам не понадобится подключать эквайринг, онлайн-кассу и рассрочку для клиента, выбирать себе транспортную компанию, контролировать процесс доставки и хранения товаров, также как изучать права потребителей и заниматься претензиями, возвратами и т.д.

  • Расширение географии продаж

Маркетплейсы позволяют вам выйти на региональный или международный уровень. В зависимости от выбора маркетплейса вы сможете продавать не только в своем городе, но по всей территории России, странам СНГ или и вовсе по всему миру. Это позволит вам быстрее масштабировать бизнес с меньшими затратами.

  • Собственная аналитика

Большинство маркетплейсов имеют собственную аналитику, которая позволит вам анализировать ваши продажи, остатки товаров и отслеживать новые тренды. Работая самостоятельно вам придется настраивать этот процесс самостоятельно.

Недостатки маркетплейсов

Но маркетплейсы конечно же имеют и недостатки, к которым можно отнести:

  • Высокая комиссия

Продавая через маркетплейс вам придется платить комиссию с каждого вашего заказа. В зависимости от категории товара и торговой площадки она может составлять от 3 до 50%.

  • Работа по правилам маркетплейсов

Вторым недостатком является то, что вы не можете установить собственные правила. Вам придётся соответствовать правилам маркетплейса. Это касается вопроса скидок, доставки, возврата. За нарушение условий договора могут оштрафовать, понизить в выдаче или вовсе заблокировать.

При этом онлайн-площадка может изменить эти правила в любой момент, в результате вам придётся подстраиваться или менять вашу бизнес-модель.

  • Отсутствие собственной базы клиентов

Еще одним недостатком является отсутствие лояльной аудитории. Как правило, все данные ваших клиентов находятся у маркетплейсов, поэтому вы не сможете в дальнейшем осуществлять им дополнительные продажи, повышать их лояльность бренду и сделать постоянными клиентами.

  • Уменьшение контроля

Работая с маркетплейсом вы сможете оптимизировать многие моменты, но это будет сопровождаться уменьшением контроля. Например, вы не сможете контролировать как хранятся ваши товары и в каком виде их доставляют клиентам, а это напрямую может влиять на продажи.

Во-вторых, уменьшение контроля будет в финансовых вопросах. Вы будете зависимы от условий оплаты и сроков поступления денежных средств, которые вам предложит маркетплейс. Если условия изменятся, то вам останется только согласиться с ними.

  • Высокая конкуренция

Сегодня на таких площадках наблюдается огромная конкуренция. Большинство продавцов продают схожие или аналогичные товары. Для успеха вам потребуется снижать цену (демпинг) и терять в прибыли или искать способы, как выделиться от конкурентов, например, оплачивая маркетплейсу премиальное размещение.

  • Наличие большого запаса товара

Когда вы продаёте через собственный интернет-магазин, то можете работать «под заказ» — сначала получить заказ клиента и только потом закупить или произвести товар. На маркетплейсах такой возможности нет – любой товар должен доставляться как можно быстрее, поэтому от вас потребуется, чтобы продукция всегда была в наличии.

Способы заработка на маркетплейсах

Существует несколько способов, как вы сможете зарабатывать при помощи маркетплейсов. Все эти способы требуют различных инвестиций и уровня знаний, к наиболее популярным из которых можно отнести:

  • Продажа собственных товаров,
  • Продажа чужих товаров,
  • Помощь в выходе на маркетплейсы,
  • Оформление и продвижение,
  • Открытие пункт выдачи заказов (ПВЗ),
  • Обучение работе на маркетплейсах.

Как вы видите, основных способов заработать на маркетплейсах три: продажа товаров, обработка заказов и консалтинговые услуги. Если у вас есть собственное производство, то вы можете продавать свои товары. Если производства нет, то вы можете найти перспективный товар в России или Китае и продавать его.

В этом случае, вам нужно будет закупить или изготовить партию товара, оформить карточки на маркетплейсах и приступить к продажам. Основной риск – если товар окажется невостребованным, тогда вы рискуете потерять средства, вложенные в товар. Чтобы этого избежать, рекомендуем следовать определенным советам.

Второй способ заработка – консалтинговые услуги. Вам не нужно закупать товар самостоятельно, основная задача – разобраться в том, как работают маркетплейсы, и что важно для достижения успеха. После этого вы сможете консультировать и оказывать услуги другим компаниям.

Вы сможете заниматься продвижением других брендов, помощи в оформлении карточек товаров, обучении тому, как работают маркетплейсы. В этом случае вам не нужно инвестировать в покупку товаров, главная задача – найти человека или компанию, кому будут интересны ваши услуги.

Третий способ заработка – открыть пункт выдачи заказов популярного маркетплейса. В этом случае вы сможете зарабатывать с оборота выданных заказов на вашей точке. Открывая ПВЗ, от вас потребуется найти помещение, сделать ремонт, брендирование и приступить к работе.

Если размещение ПВЗ будет удачным, то вы сможете окупить ваши затраты и зарабатывать. В противном случае – можете потерять вложения. Поэтому при выборе места для будущей точки нужно обращать внимание на проходимость, популярность маркетплейса и наличие других пунктов выдачи рядом.

Итак, вы познакомились с преимуществами, недостатками и способами заработка на маркетплейсах. Если вы планируете подробнее изучить тему маркетплейсов, то приглашаю вас на наш сайт, где подробнее сможете ознакомиться с условиями всех популярных в России маркетплейсов. Например, Wildberries, Ozon, Яндекс.Маркет, Мегамаркет и AliExpress.