Найти тему
Market Makers

Особенности маркетплейсов: какие виды и схемы работы бывают

Оглавление

Одной из главных тенденций последнего времени является расцвет интернет-торговли. В свою очередь, одним из главных драйверов роста онлайн-продаж стали маркетплейсы. Наверное, каждый из нас является клиентом хотя бы одного, а может сразу нескольких онлайн-платформ.

В 2020 году одним из главных факторов роста для электронной коммерции стала пандемия. Онлайн-покупки оказались самым удобным, быстрым и безопасным способом приобрести нужные товары.

В этой статье мы разберем, что такое маркетплейсы, в чем их особенности и недостатки, какие виды маркетплейсов бывают.

Что такое маркетплейс

Маркетплейс – это торговая площадка или онлайн-платформа, на которой покупатели могут приобрести любые товары и услуги разной направленности. То есть можно сказать, что маркетплейс является связующим звеном между продавцами и покупателями.

Покупатели получают возможность приобрести практически любые товары и услуги в одном месте. А продавцы, в лице маркетплейса, получают доступ к большой аудитории потенциальных клиентов. Как правило, у онлайн-платформ нет своих товаров, поэтому всю ответственность за качество товаров они перекладывают на плечи продавца.

Виды маркетплейсов

В зависимости от регулировки отношений по ценообразованию товаров или услуг выделяют три вида маркетплейсов:

  • Вертикальные – предоставляют однородные товары и услуги, при этом маркетплейс сам занимается ценообразованием и выбором продавца-покупателя, а пользователи такой возможности не имеют. Пример: Uber.
  • Горизонтальные – как правило, на таких маркетплейсах продаются однородные товары или услуги, а продавцы сами устанавливают стоимость. Пример: La Moda, Emex.
  • Глобальные – предоставляют наиболее широкий выбор товаров различной направленности. Грубо говоря, здесь можно найти почти всё, что вы захотите купить. Пример: Amazon, Aliexpress, Wildberries, Ozon.

В зависимости от того, кто является покупателем выделяют три вида маркетплейсов:

  • B2C – на этих площадках клиентами являются физические лица, которые приобретают товары для личного пользования,
  • B2B – покупателями на этих площадках являются компании, которые покупают товары для их дальнейшей перепродажи физическим лицам. Пример: Alibaba
  • C2C – так называют площадки, где покупателями и продавцами выступают обычные люди. Например, Авито, Юла.

В зависимости от того, что продается на маркетплейсах можно выделить:

  • Товарные – предлагающие широкий выбор товаров,
  • Услуги – предлагают широкий выбор услуг. Пример: Profi.ru, Delivery Club, Booking и т.д.

Пока наибольшее распространение получили товарные B2C маркетплейсы, но в последнее время активно развиваются и другие виды.

Схемы работы и заработка маркетплейсов

Существует три наиболее распространённые схемы работы, которые так или иначе используют все онлайн-платформы:

  • FBO (Fulfilment by operator)

В этом случае, маркетплейс осуществляет полный цикл продажи со своего склада. Продавцу необходимо подготовить продукцию (упаковать, нанести штрих-коды и т.д.) и доставить на склад продавца. Далее всё взаимодействие с клиентами ведет онлайн-платформа (продвигает товар, доставляет клиенту) и в установленные сроки перечисляет деньги продавцу.

Преимущество этой модели для продавца в полной автоматизации продаж. В итоге он может посвятить себя более качественной работой с карточками товаров, производству, развитию бренда. Недостаток в том, что весь товар находится на складе маркетплейса, и у продавца отсутствует контроль за ним.

  • FBS (Fulfilment by seller)

При такой модели работы товар находится на складе продавца. После получения заказа ему нужно упаковать товар и передать в службу доставки маркетплейса. Сделать это нужно в установленный срок, иначе возможны определённые санкции. В этом случае продавец сам контролирует остатки товара, но не может контролировать процесс доставки.

  • DBS (Delivery by seller)

В случаем модели DBS продавец имеет контроль над всей цепочкой хранения и доставки товара. Конечно, это удобно в плане контроля, однако продавцу придется нанимать дополнительный штат и иметь собственный склад, что не всегда может быть обосновано. Стоит отметить, что эта модель работы распространена меньше и не все платформы её предлагают.

Если вы хотите лучше разобраться в теме маркетплейсов, то приглашаем на ваш сайт, где вы сможете больше узнать про особенности маркетплейсов, условия всех популярных российских площадок, пункты выдачи и секреты успеха на маркетплейсах.