- «Отчего Бог, Который есть любовь, допускает порой такие страдания для детей, которые невинны и беззащитны?»
Да, допускает, и достаточно часто. А сколько случаев, когда Он не допускает? Ой-ой-ой! Просто нам они не видны, не ясны, мы не знаем этого. Потому что если Он не допустил, то ничего и не случилось. Мы вообще даже не задумываемся об этом. А на самом деле Господь очень много, наверное, оберегает и спасает.
Дело в том, что может Господь, конечно, взять и вмешаться в каждый конкретный случай, но тогда Он будет вмешиваться во всё. Тогда где наша свобода? Господь чтит нашу свободу. Он нам ее даровал и не может вмешаться в дела нашего мира без нашего на то согласия. Это мы четко должны себе представлять и понимать. Почему мы и молимся, Бога о чем-то просим.
Мы могли бы так же спросить: «Если Бог есть любовь, то почему нужно, чтобы мы у Него чего-то просили? Зачем нам просить ʺхлеб наш насущный даждь нам днесьʺ? Зачем ʺизбави нас от лукавого, не введи нас во искушениеʺ? Зачем? Если Он нас любит, Он и Сам должен нам всё дать». Да и Христос в Евангелии говорит, что «знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него» (Мф. 6:8). Вы еще даже и не просите, а Он уже всё знает. Зачем просить Его благословения на что-то, если Он нас любит? Получается, тогда вообще молитвы не нужны, понимаете?
Всё дело в том, что когда мы молимся, мы даем Богу как бы санкцию на то, чтобы Он мог вмешаться в нашу жизнь. Мы говорим Ему: «Приди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша». Хочу ли, не хочу ли — Ты приди и спаси. То есть мы Ему даем разрешение вмешиваться в нашу жизнь. И чем искреннее мы это делаем, тем Господь смелее вмешивается. Иначе получится, что Он будет вмешиваться в нашу жизнь с насилием над нашей свободой, а Он не может этого сделать.
Можно еще, конечно, рассуждать по поводу того, что в мире невинных страданий больше, чем по вине. Много, конечно, людей страдает за свои грехи, но очень много, просто огромное количество страдает как без вины виноватые. Но в этом тоже есть какой-то смысл. А Иов как страдал? Тоже без вины, но страдал. Да и Христос страдал на кресте.
У Достоевского есть еще такое размышление в романе «Братья Карамазовы»: старец Зосима рассуждает по поводу Книги Иова и невинных страданий вообще, в том числе детских. Он говорит, что мать, когда рождает ребенка, тоже страдает, мучается. Родив ребенка, она переживает, волнуется за него. Даже когда он будет взрослым, она все равно будет переживать за него, волноваться, страдать. Она все равно будет в муках рождения. И эти переживания забирают у нее какую-то частицу жизни и дают ее чаду. Подобно тому, как через свои страдания она дала ему возможность родиться в этот мир и жить в нем. Через страдания духовно передается какая-то энергия. Но это размышления Федора Михайловича Достоевского. С богословской точки зрения я не могу утверждать, что это именно так.
Навигация по статьям канала Киберпоп ТВ
Дорогие друзья! В этой статье использованы вопросы, заданные мне на стримах или по е-mail в то время, когда я еще трудился священником. Темы, затронутые в аналогичных статьях, актуальны и сейчас, что показывает ваш живой отклик, поэтому и публикую.