Найти в Дзене

"Маяковская". #МосМетро

Я люблю московское метро с детства, особенно те станции, что были возведены одними из первых, их можно смело назвать историческими. Одной из таких является станция Замоскворецкой линии (на схеме отмечена под номером 2 и выделена зеленым цветом) - Маяковская. Чем нравится спросите Вы?! Она просторная (визуально колонный зал кажется просторнее, хотя ширина платформы меньше многих иных), светлая, необычная с точки зрения примененных архитектурных и инженерных решений, уникальная в своём оформлении - арочные пролеты, повторяющиеся своды, колонны, сотни светильников, мозаичные панно...

Станция Московского метро "Маяковская"- колонная трёхсводчатая станция глубокого заложения (глубина заложения - 33 метра)с одной островной платформой, фото автора, январь 2024г.
Станция Московского метро "Маяковская"- колонная трёхсводчатая станция глубокого заложения (глубина заложения - 33 метра)с одной островной платформой, фото автора, январь 2024г.

Станция, задуманная в 1935 году как колонная станция глубокого заложения с продольными аркадами с оформлением в духе итальянского Ренессанса, в итоге была построена к 1938 году по индивидуальному проекту архитектора и градостроителя Алексея Николаевича Душкина (1903-1977) с использованием в конструкции стальных колонн (вместо привычного железобетона) в стиле «сталинской неоклассики» с элементами "ар-деко".

Тверские ворота Земляного города, через которые торжественно въезжали в Москву цари и царицы, а также иностранные послы, с 18 века стали украшать деревянными триумфальными арками или вратами (прим. автора - первые врата были возведены в 1722 году для торжественного въезда императора Петра I, последние - в 1797 году для въезда на коронацию Павла I). Со временем местность приобрела название Триумфальная площадь. В соответствии с Генеральным планом метрополитена 1935 года и возводимой станции планировали дать одноименное название, но в 1936 году Триумфальная площадь была переименована в Площадь Маяковского, ну и станция метрополитена вошла в жизнь города, как Маяковская (кстати, за 85 лет существования станции название не сменялось, даже при смене политического строя в стране).

Станция Московского метро "Маяковская".Общая ширина платформы составляет 14,3 метра, а длина -156 метров, фото автора, январь 2024г.
Станция Московского метро "Маяковская".Общая ширина платформы составляет 14,3 метра, а длина -156 метров, фото автора, январь 2024г.
  • Ноу-хау отделки заключалось в том, что колонны и арки станции отделаны полированной рифлёной нержавеющей сталью, выполненной на подмосковном заводе «Дирижаблестрой» в г. Долгопрудном, специализирующимся в 1930-е года на проектировании, строительстве и эксплуатации дирижаблей мягкого типа под руководством итальянского конструктора Умберто Нобиле (1885-1978).
  • Угловые части колонн декорированы уральским родонитом (на высоту человеческого роста), к сожалению, со временем при реконструкциях бОльшая часть родонита была заменена дешёвыми аналогами.
  • Стальные конструкции арок обрамлены вставками из тёмно-серого мраморовидного известняка.
  • Пол станции выложен геометрическим орнаментом из трех сортов камня: желтоватый «газган», красный «салиети» и оливковый «садахло».
Станция Московского метро "Маяковская".Изначально станцию украшало 35 панно. Одно, находившееся ближе к старому выходу, было впоследствии утрачено из-за строительства гермозатвора, фото автора, январь 2024г.
Станция Московского метро "Маяковская".Изначально станцию украшало 35 панно. Одно, находившееся ближе к старому выходу, было впоследствии утрачено из-за строительства гермозатвора, фото автора, январь 2024г.
  • Свод центрального зала станции покрыт белой штукатуркой, "разбит" на 34 овальных ниши - купола, каждая ниша обрамлена 16-тью светильниками по типу бра. Каждая ниша содержит уникальное мозаичное панно из смальты, выполнены панно по эскизам художника Александра Дейнеки (1899-1969) в мастерской В. А. Фролова в Ленинграде.

Но вот чтобы рассмотреть эти уникальные панно, надо остановиться, поднять голову выше и познакомится с прекрасным:

«Парашютист ночью», фото автора, январь 2024г.
«Парашютист ночью», фото автора, январь 2024г.
«Парашютист", фото автора, январь 2024г.
«Парашютист", фото автора, январь 2024г.
«Комбайн», фото автора, январь 2024г.
«Комбайн», фото автора, январь 2024г.
«Статуя девушки с веслом», фото автора, январь 2024г.
«Статуя девушки с веслом», фото автора, январь 2024г.
"Прыжок лыжника", фото автора, январь 2024г.
"Прыжок лыжника", фото автора, январь 2024г.
«Бомбардировщики ночью», фото автора, январь 2024г.
«Бомбардировщики ночью», фото автора, январь 2024г.
«Дирижабль над Спасской башней ночью», фото автора, январь 2024г.
«Дирижабль над Спасской башней ночью», фото автора, январь 2024г.
«Авиамоделисты», фото автора, январь 2024г.
«Авиамоделисты», фото автора, январь 2024г.
«Парашютисты», фото автора, январь 2024г.
«Парашютисты», фото автора, январь 2024г.

Напомню, на станции 34 уникальных панно, и среди них обязательно будут те, что понравятся именно Вам...

В среднем дневной пассажиропоток станции составляет 50 000 человек в сутки.

Что еще можно отметить:

  • отсутствие темы Владимира Маяковского в первоначальном оформлении станции, бюст поэта появится только после ВОВ, а цитаты из произведений поэта на сводах потолка северного вестибюля аж в 2005 году.
  • Во время Великой Отечественной войны станция использовалась как бомбоубежище;
  • с 2021 года в ночные часы на платформе станции проводятся выездные церемонии бракосочетания. Ну согласитесь, романтично ?!...

Делитесь в комментариях - какая станция московского метро нравится Вам!

Вам интересно будет прочесть и узнать про:

Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые истории!

#метро #мосметро #маяковская #сталь #город #история #архитектура #москва #транспорт #мозаика