Я люблю московское метро с детства, особенно те станции, что были возведены одними из первых, их можно смело назвать историческими. Одной из таких является станция Замоскворецкой линии (на схеме отмечена под номером 2 и выделена зеленым цветом) - Маяковская. Чем нравится спросите Вы?! Она просторная (визуально колонный зал кажется просторнее, хотя ширина платформы меньше многих иных), светлая, необычная с точки зрения примененных архитектурных и инженерных решений, уникальная в своём оформлении - арочные пролеты, повторяющиеся своды, колонны, сотни светильников, мозаичные панно...
Станция, задуманная в 1935 году как колонная станция глубокого заложения с продольными аркадами с оформлением в духе итальянского Ренессанса, в итоге была построена к 1938 году по индивидуальному проекту архитектора и градостроителя Алексея Николаевича Душкина (1903-1977) с использованием в конструкции стальных колонн (вместо привычного железобетона) в стиле «сталинской неоклассики» с элементами "ар-деко".
Тверские ворота Земляного города, через которые торжественно въезжали в Москву цари и царицы, а также иностранные послы, с 18 века стали украшать деревянными триумфальными арками или вратами (прим. автора - первые врата были возведены в 1722 году для торжественного въезда императора Петра I, последние - в 1797 году для въезда на коронацию Павла I). Со временем местность приобрела название Триумфальная площадь. В соответствии с Генеральным планом метрополитена 1935 года и возводимой станции планировали дать одноименное название, но в 1936 году Триумфальная площадь была переименована в Площадь Маяковского, ну и станция метрополитена вошла в жизнь города, как Маяковская (кстати, за 85 лет существования станции название не сменялось, даже при смене политического строя в стране).
- Ноу-хау отделки заключалось в том, что колонны и арки станции отделаны полированной рифлёной нержавеющей сталью, выполненной на подмосковном заводе «Дирижаблестрой» в г. Долгопрудном, специализирующимся в 1930-е года на проектировании, строительстве и эксплуатации дирижаблей мягкого типа под руководством итальянского конструктора Умберто Нобиле (1885-1978).
- Угловые части колонн декорированы уральским родонитом (на высоту человеческого роста), к сожалению, со временем при реконструкциях бОльшая часть родонита была заменена дешёвыми аналогами.
- Стальные конструкции арок обрамлены вставками из тёмно-серого мраморовидного известняка.
- Пол станции выложен геометрическим орнаментом из трех сортов камня: желтоватый «газган», красный «салиети» и оливковый «садахло».
- Свод центрального зала станции покрыт белой штукатуркой, "разбит" на 34 овальных ниши - купола, каждая ниша обрамлена 16-тью светильниками по типу бра. Каждая ниша содержит уникальное мозаичное панно из смальты, выполнены панно по эскизам художника Александра Дейнеки (1899-1969) в мастерской В. А. Фролова в Ленинграде.
Но вот чтобы рассмотреть эти уникальные панно, надо остановиться, поднять голову выше и познакомится с прекрасным:
Напомню, на станции 34 уникальных панно, и среди них обязательно будут те, что понравятся именно Вам...
В среднем дневной пассажиропоток станции составляет 50 000 человек в сутки.
Что еще можно отметить:
- отсутствие темы Владимира Маяковского в первоначальном оформлении станции, бюст поэта появится только после ВОВ, а цитаты из произведений поэта на сводах потолка северного вестибюля аж в 2005 году.
- Во время Великой Отечественной войны станция использовалась как бомбоубежище;
- с 2021 года в ночные часы на платформе станции проводятся выездные церемонии бракосочетания. Ну согласитесь, романтично ?!...
Делитесь в комментариях - какая станция московского метро нравится Вам!
Вам интересно будет прочесть и узнать про:
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые истории!
#метро #мосметро #маяковская #сталь #город #история #архитектура #москва #транспорт #мозаика