В исследовании приняли участие 57 детей из начальных и средних школ Оксфордшира, Великобритания. Для оценки их шахматных навыков был использован многоаспектный подход, включающий щахматный тест, задание по восстановлению позиции Де Грута и задание 'Путь коня'. Кроме того, уровень интеллекта детей оценивался с помощью четырех подтестов из WISC III, которые измеряли вербальные и визуально-пространственные способности, скорость обработки информации и объем памяти. Исследователи также учитывали время, которое каждый ребенок проводил, занимаясь шахматами, что было задокументировано через интервью, анкеты для родителей и дневники тренировок.
Результаты исследования показали, что на шахматные навыки участников влияют несколько факторов. Иерархический регрессионный анализ показал, что такие переменные, как пол, возраст, интеллект, практика и опыт, играют роль в шахматной игре детей. Однако практика имела наиболее значительную корреляцию с шахматным умением, даже больше, чем интеллект. Дальнейший анализ подтестов интеллекта показал, что объем памяти и скорость обработки информации были более важны для шахмат, чем пространственные и вербальные навыки.
Исследователи также провели отдельный анализ подвыборки из 23 элитных молодых шахматистов, которые регулярно участвовали в турнирах. Интересно, что среди этих высококвалифицированных игроков более высокий уровень интеллекта был отрицательно коррелирован с шахматным умением, в то время как практика имела более значительное положительное влияние. Это предполагает, что для этих элитных игроков практика была важнее, чем интеллект, в определении их шахматной игры.
Исследование приходит к выводу, что хотя интеллект играет роль в развитии шахматных навыков у детей, его влияние уменьшается среди элитных игроков. В этих случаях практика становится более важным фактором. Исследование предполагает, что менее интеллектуальные дети в элитной группе могут нуждаться в большем количестве практики, чтобы компенсировать свой интеллект, в то время как более интеллектуальные дети могут достичь аналогичного мастерства с меньшим количеством практики.