Многие по привычке читают вечернее правило и не всегда понимают, что завершаются оно одним повседневным исповеданием грехов.
Не каждый знает, что за грехи там упоминаются и обязательно ли перечислять именно их. Если уже страсть стала преобладать в нашей душой, то для этого есть покаянные молитвы. Проходите и читайте их по ссылке: https://t.me/molitvaikona/5343.
Кто именно и когда его составил никто не знает. Но датируется оно в первой половине 16 века. но все же приписывается он константинопольскому монаху.
Именно такое исповедание грехов повседневное и стало основой для исповедальной вечерней молитвы.
Этот монах, Никифор Каллист Ксанфопул, составлял очень много святых жизнеописаний. Создавал немало поучительных слов, комментировал святоотеческие творения…
Она завершает собой молитвы на сон грядущий — не только по тому, как она расположена в молитвослове, но и по логике вечерних молитв. Все они в той или иной мере носят покаянный характер, а в завершающем исповедании грехов это покаянное настроение достигает наибольшей силы — человек наконец-то сбрасывает с себя груз грехов, накопленных за день.
В вечернем правиле есть даже такая молитва, в самом конце: "Господи, предаю дух мой....". Проходите по ссылке: https://t.me/molitvaikona/5365 и читайте очень полезный для каждого пост о том, как может измениться для человека жизнь, если он утром не проснется.
Кроме того, сон — это образ смерти, объяснял святитель Игнатий (Брянчанинов), и никто не может быть уверен в том, что откроет глаза на утро следующего дня. Поэтому к естественному для христианина стремлению очистить в конце дня сердце от недолжных поступков, слов и мыслей здесь прибавляется еще и опасение уйти из жизни в нераскаянном состоянии.
Вот эта молитва:
В ней встречаются редкие слова, малознакомые нам, многие из который требуются расшифровки. Так вот можно ли их пропускать или заменять своими? Ответ: конечно, можно и нужно. Молитва ведь - это даже не строгий заученный текст, а живое разговор с Богом. Это не мантра, не магическая формула, которое нужно отчеканить слово в слово.
Тайноядение, к примеру, это страсть, которой грешит тот, кто насыщает чрево в одиночестве. Прекословие – желание настоять на своем, не уступить ни под каким углом. Небрежение – то есть небрежное выполнение своих обязательств, профессиональных или домашних. Сюда же относится и невнимательная молитва.
Многостяжание – то же страсть, что и сребролюбие, то есть любое накопительство (вещи, деньги, скупость).
Хищение – не только явная кража, но и вообще пользование тем, что «плохо лежит». Сюда же относятся и те люди, которые не возвращают долг, взятую в библиотеке книгу или в личных целях пользуются рабочим имуществом, то есть распечатывают, к примеру, на рабочем принтере то, что не относится к работе.
Скверноприбытчество – получение прибыли мошенническим путем. Это может быть нечестный заработок или незаконополученая выгода. Даже проезд без оплаты относится тоже к этому греху.
Мшелоимство – это вымогательство, взяточничество. Сюда же можно отнести и мнение святителя Игнатия (Брянчанинова) о том, что мшелоимством можно назвать и страсть к покупке и собирательству ненужных, хотя и привлекательных, вещей.
Памятозлобие — неготовность прощать людей, нежелание забывать нанесенные обиды. Преподобный Иоанн Лествичник назвал его "последним пределом гнева", то есть когда человек хранит в памяти своей грехи, против нас ближним совершенные.
Лихоимством грешат те, кто под видом правды, некоторого права нарушают справедливость и человеколюбие, обращая в свою пользу чужую собственность, или чужой труд. Проценты, кстати, по долгу, которые некоторые берут с должников тоже сюда относятся.
"Или во время голода продают хлеб по излишне высокой цене», — объясняется в «Пространном христианском катехизисе» святителя Филарета (Дроздова). В широком смысле это любое проявление жадности.
И нет никакого смысла произносить слова, за которыми нет никакого содержания и которые лично не относят к вам. Не стоит каяться в «пианстве» ,если человек не берет ни капли спиртного. И несомненно нужно добавь те грехи, которых не даже в этом списке. В которых человек правда провинился перед Богом.
Давно замечено кстати, что в повседневных перечне грехов нет таких грехов, как сквернословие, блудная страсть, путая трата времени, сидение социальных сетях или компьютерных играх, невнимательность к ближнему. И тп.
И молитва, и покаяние — это живые творческие процессы, в которых с одной стороны участвует сам человек, а с другой — Бог. И формальное зачитывание Богу названий грехов, сути которых человек не понимает, которых он не совершал, а значит, и не кается в них, — совершенно бессмысленное дело.