Михаил Леонидович Томилин г. Клин
Первая линия заговора – кадровые инъекции «выезжан» в московскую элиту.
В своей книге «Славянский разлом» доктор исторических наук Александр Владимирович Пыжиков отмечает, что: «Магнаты и шляхта коих всегда манили восточные горизонты меняют тактику в отношении усиливающегося соседа. Именно с последних десятилетий XV века и далее наметился поток «выезжан» (князей и знати из Великого княжества Литовского и Польши) к великокняжескому столу… Почему же окультуренные магнаты и шляхта тянулись к дикарям. А не в Европу? ... Объясняется это продуманной политикой по овладению крепнущего восточного соседа. Оседавшие в Московии «выезжане» проводили скоординированные действия в верхах, укрепляя свои позиции изнутри …. Иначе говоря, на смену литовско-польской внешней экспансии пришли кадровые инъекции в московские элиты под личиной службы и заверений в преданности. … К концу правления сына Ивана III Василия недостатка в литовско-украинской публике вокруг трона не ощущалось: Оболенские, Палецкие, Микулинские, Гедиминовичи — Щеняевы и Голицыны, Одоевские, Лятцкие, Трубецкие, Стародубские, Ромодановские, Вишневецкие и др.».
Вторая линия заговора – влияние на Ивана III через его женитьбу на Софье Палеолог.
В Большой Российской энциклопедии о Иване сыне Ивана III сказано «Иван Иванович Молодой (15.2.1458, Москва – 7.3.1490), князь московский (1471–1490), вел. князь тверской (1485–90). Из династии моск. Рюриковичей, сын Ивана III Васильевича от 1-го брака с Марией Борисовной (по материнской линии – внук вел. кн. тверского Бориса Александровича и племянник Михаила Борисовича.); отец Дмитрия Ивановича Внука. Впервые упомянут в «докончании» (договоре) кон. 1460-х гг. Ивана III с Андреем Васильевичем Большим (Горяем). С июня 1471 в княжеских договорах, внутриполитич. и внешнеполитич. документах, летописных текстах именовался вел. князем, став соправителем и наследником своего отца. Во время длительных походов и поездок Ивана III в Новгород замещал его в Москве в качестве верховного правителя»
В той же энциклопедии о Софье Палеолог написано: «Софья Палеолог (София Палеолог; Софья Фоминична Палеолог; в крещении – Зоя) (1443, по другим данным, 1448/1449 – 7.4.1503, Москва), великая княгиня московская (с 12 ноября 1472). Из династииПалеологов. Дочь деспота Морея Фомы Палеолога … 16 января 1472 г. Дж. Б. делла Вольпе (денежный мастер в Москве, венецианца, в русских источниках – Иван Фрязин) выехал из Москвы за невестой. 25 мая 1472 г. на приёме у нового папы Римского Сикста IV он согласовал условия брака и поездки Софьи Палеолог в Московское Великое княжество. 1 июня состоялась церемония заочного обручения по католическому обряду (Ивана III представлял делла Вольпе), а 24 июня Софья Палеолог, получившая в качестве приданого из папской казны 6 тыс. дукатов, отправилась в Москву. Сикста IV представлял легат А. Бонумбре, который должен был добиться от Ивана III признания конфессионального и политического верховенства папы и утверждения унии в Московском великом княжестве.»
Доктор исторических наук А.В. Пыжиков о попытках Рима оказать влияние на Москву пишет: «Здесь нужно сказать о женитьбе Ивана III на племяннице последнего византийского императора, чему придают большое значение, усматривая в этом неоспоримое греческое влияние. На самом же деле всё обстояло иначе: идея брака шла от приютившегося в Италии кардинала-грека Виссариона — одного из творцов унии. Зоя Палеолог воспитывалась и проживала при папской курии, где рассчитывали пристроить её куда-нибудь с пользой. Папство не оставляло надежд проникнуть в неподвластную пока Московию, поэтому посланцы Рима в течение трёх лет уговаривали Ивана III принять предлагаемую кандидатуру. Согласились переименовать своё протеже в Софью, так как имя Зоя слишком отдавало униатством, что смущало московское население. Но вопреки расхожему мнению переезд Софьи в Москву немногое изменил: после свадьбы великий князь сохранял пренебрежительное отношение к униатству.» (А.В. Пыжиков «Славянский разлом»)
Но при жизни Ивана III никакого греческо-униатского влияния через Софью провести не удалось: «О чём свидетельствует тот факт, что греки к середине XV века уже не становились митрополитами, а кафедру занимали исключительно местные уроженцы. Иону из Костромского края сменил Феодосий (Бывальцев) из Подмосковья, чью кандидатуру подобрали заранее во избежание вмешательства Константинополя, не желавшего признавать ни самого Иону, ни его преемников. При Иване III митрополитами становились Филипп, Геронтий, Зосима, Симон, среди которых мы не найдём ни греков, ни малороссов.» (А.В. Пыжиков «Славянский разлом»)
Отметим, что с 1474–1490 годах Палеолог родила 6 сыновей и 6 дочерей: Елену Ивановну, Феодосию Ивановну Елену Ивановну 2-ю, Василия III Ивановича, Юрия Ивановича, Дмитрия Ивановича Жилку, Евдокию Ивановну, Елену Ивановну 3-ю, Феодосию Ивановну 2-ю, Семёна Ивановича, Бориса Ивановича, Андрея Ивановича.
Но в начале 1480-х годов сильно возросла роль Ивана Молодого (Ивана Ивановича): «Как вел. князя московского в административно-судебной деятельности. 12.1.1483 он женился на Елене Стефановне, дочери молдавского господаря Стефана III Великого. То, что И. И. достиг статуса полной социальной зрелости в связи с женитьбой и рождением сына Дмитрия (10.10.1483), а также то, что у Ивана III во 2-м браке с Зоей (Софьей Ф) Палеолог родились дети, скорее всего, обусловило выделение И. И. отд. территории (Суздаль, Галич, Кострома), где он правил в качестве вел. князя (однако это не отменяло верховной власти на этой территории Ивана III). В 1485 И. И. участвовал в походе на Тверское княжество: в результате недолгой осады и бегства в Вел. кн-во Литовское последнего вел. кн. тверского Михаила Борисовича Тверь капитулировала. 15.9.1485 состоялись въезд вел. князей московских (Ивана III и И. И.) в Тверской кремль и торжественное богослужение в Спасском соборе.По решению Ивана III Тверское вел. кн-во включалось в состав Рус. гос-ва на правах значит. автономии, а его главой с титулом вел. князя тверского был поставлен И. И.»
Чтобы старший сын Палеолог от брака с Иваном III стал наследником Ивана Молодого нужно было устранить (подчеркнем, что это версия князя А. М. Курбского бежавшего от Грозного в Литву) и «чудо» произошло: «С лета 1488 И. И. стал чаще и дольше бывать в Москве, вероятно, из-за обострения у него хронич. полиартрита. В нач. 1490 врач Леон, прибывший в Москву из Венеции, пообещал Ивану III излечить И. И., гарантировав успех собств. жизнью. Однако интенсивные методы лечения, применённые Леоном, принесли обратный результат: от него И. И. «тягчая бысть и умре» (за это Леон был казнён 29.4.1490).»(БРЭ)
По другой версии Иван Молодой ничем не болел: «Цветущий молодой мужчина Иван Иванович внезапно заболевает ломотой в ногах. Услужливая Софья привозит из европы лекаря, Лейби Жидовина (врач Леон из Венеции?).» (Судьба Дмитрия Внука - еще одно злодейство Софьи Палеолог?» https://dzen.ru/a/W3G8fJvnwgCoQai_
Обратим внимание на то, что врач Леон, прибывл в Москву в 1490 году из Венеции и то, что договаривался о свадьбе Софьи и Ивана Третьего другой венецианец Дж. Б. делла Вольпе, денежный мастер в Москве, в русских источниках – Иван Фрязин. Врач Леон прибыл вовремя.
Могла ли Софья Палеолог отравить Ивана Молодого? Доказать сложно, но судьба сына Ивана Молодого - Дмитрия Ивановича Внука только подтверждает данную версию.
«В 1497 году сторонники Софьи даже составили заговор во главе с Владимиром Гусевым, они планировали физически устранить Дмитрия Внука, чтобы престол унаследовал сын Палеологини. Но заговор был раскрыт, Софья и ее сын попали в опалу у Ивана III. А в 1498 году Иван Васильевич венчает на царство 15-летнего внука и провозглашает его своим наследником и соправителем …..Но буквально через год попали в опалу главные сторонники Елены Волошанки и Дмитрия Внука, Патрикеев и Ряполовский. … Вскоре и над невесткой Еленой и внуком разразилась гроза. Иван III как раз боролся с ересью "жидовствующих", а гнездо еретиков вскрылось в его же доме, в лице Волошанки. Сначала Елена с сыном были удалены от дел и посажены под домашний арест, а в 1502 году Иван III окончательно передал права наследования сыну Василию. Бывшие фавориты, невестка и внук были переведены в узилище, их имена исключены из богослужений, упоминать их стало опасно. В 1505 году Иван III стал частью истории, а взошедший на великокняжеский престол Василий III повелел "оковать" племянника в железа. Венчанный на царство, а потом ввергнутый в кандалы (сын Ивана Молодого), не создавший семьи, умерший всего в 25 лет из-за престольных интриг. («Судьба Дмитрия Внука - еще одно злодейство Софьи Палеолог?» https://dzen.ru/a/W3G8fJvnwgCoQai_)