Мы продолжаем наш цикл статей, посвященный бальной культуре дореволюционной России. Мы уже рассказали о том, чем отличались балы в Санкт-Петербурге и Москве, как балы вообще появились в России, а теперь самое время рассказать о танцах, которые на этих балах исполнялись.
Полонез
В конце 18-ого и практически весь 19-ый век придворные и общественные балы открывались полонезом. Этот танец, имеющий польское происхождение и появившийся предположительно в 15 веке, недаром называют танцем-шествием. Движения в полонезе спокойные и размеренные, все пары движутся по заранее обозначенным фигурам, большое внимание уделяется правильности постановки шага. В полонезе как танце открытия обязаны были участвовать все, кто приехал на бал, даже если за весь оставшийся вечер гость танцевать не собирался. Отчасти из-за этого правила часть гостей предпочитала чуть опоздать на бал.
Менуэт
Один из церемониальных танцев родом из Франции. Получил свое название из-за используемых мелких шажков на полупальцах – па меню (pas menus). Изначально исполнялся только одной парой и состоял из серии поклонов и реверансов, за что получил славу танца скучного и чопорного. Позже темп музыки менуэта ускорился, движения усложнились, а сам танец стал исполняться не одной, а несколькими парами, иногда со сменой партнеров, что придавало действию изысканности и кокетства. В России менуэт появился одновременно с балами – при Петре Первом – и был особенно популярен в середине и второй половине 18-ого века. К началу 19-ого вытеснен другими танцами.
Вальс
Появился в конце 18 - начале 19-ого века, но наибольшей популярности достиг в середине 19-ого века. Также часто был танцем открытия, но на частных балах. Исполнялся хозяином дома или дирижером в паре с той дамой, для которой давался бал, обычно с дочерью хозяев дома. Вальс считался мелким танцем и за один бальный вечер могло исполняться несколько вальсов. Именно вальс стал первым танцем Наташи Ростовой на балу, она танцует его с Андреем Болконским. Вальсом же открывается и главная трагическая линия в романе «Евгений Онегин» - этот танец стал первым из трех танцев, которые Ольга Ларина станцевала с заглавным героем.
Любопытный факт: в «Дон Жуане» представлена своеобразная социология танца тех времен - Изысканный Оттавио с донной Анной танцуют менуэт, Дон Жуан с простодушной Церлиной - контрданс, его слуга Лепорелло и крестьянин Мазетто с партнершами кружатся в вальсе.
Контрданс
Контрданс возникает в середине 17-ого века в Англии как разновидность народного танца (country dance). В отличие от круговых танцев пары становятся не друг за другом, а одна напротив другой. К 19-ому веку контрданс сливается с кадрилью.
Кадриль
Название происходит из-за формы построения танцующих – квадратом. Кадриль состоит из последовательно повторяемых фигур (изначально пяти), каждая из которых завершается кружением в парах и поклоном, после чего распорядителем бала объявляется следующая фигура. Последняя фигура обычно заканчивалась галопом в свободной форме.
Будучи, как и другие бальные танцы, заимствована Россией у других стран, кадриль смогла по-настоящему «прописаться» в нашей стране и стать всесословным танцем. Кадриль исполнялась дворянами на балах и приемах, мещанами и горожанами – на ярмарках, крестьянами – во время праздников и гуляний. Со временем правила бальной кадрили сильно изменились, а в каждом регионе стали появляться не только нетипичные, характерные лишь для данного региона движения, но и особая музыка. Так появились московская, ярославская, уральская кадрили.
На балах кадриль считалась одним из пяти главных танцев, но за время бала обычно исполнялось несколько кадрилей. Кадриль танцуют персонажи «Анны Карениной» и «Детства» Л. Н. Толстого, герои «Ямы» и «Юнкеров» А. И. Куприна, Анна Одинцова из «Отцов и детей», а также Анна на шее Чехова и многие другие. Воистину кадриль – один из самых популярных танцев и во время балов, и в их описаниях в литературе.
Полька
Быстрый веселый танец, появившийся в Богемии в 1830-40-ых годах и быстро завоевавший популярность во всех европейских странах. Один из современников вспоминал, что «весь Париж сошёл с ума: все хотят танцевать польку, все учатся польке». Однако находились и недовольные столь быстром распространением польки – так как при танце девушки сгибают ногу в колене и высоко поднимают ее, из-за чего частью общества танец считался непристойным.
В России полька появилась в 1845-ом году в результате поездки танцора Императорский театров Николая Гольца в Париж. Вдохновившись во французской столице, он поставил польку сначала на сцене театра, а после ввел в бальный обиход. Полька – это быстрый, зажигательный танец и так как основное ее движение – кружение пары по кругу, танцоры должны обладать хорошим вестибулярным аппаратом и достаточной выносливостью.
Мазурка
Самый желанный танец на балах. Пары на мазурку обычно формировались еще в самом начале вечера, хотя традиционно мазурка шла лишь в конце. И этому есть простое объяснение, даже несколько. Во-первых, мазурка довольно сложный танец, особенно мужская часть, что позволяет кавалеру продемонстрировать свои лучшие качества. Во-вторых, это относительно длинный танец, по сути состоящий из трех частей – мазура, оберека и куявяка, выстраивающихся вместе в одну историю знакомства, отношений и лирических воспоминаний. И в-третьих, мазурка была завершающим танцем первой части вечера, после которой следовал ужин.
"Все большие балы начинались с вальса, затем три кадрили, всегда только с вальсом в промежутках, затем мазурка, считавшаяся главным танцем, после которой подавался ужин за маленькими столами по 8-12 человек. Дама, с которой танцевалась мазурка, была вашей дамой и за ужином, после которого был еще котильон." – из воспоминаний С. А. Мещеринова
То есть кавалер, пригласив даму на мазурку, получал не только партнершу для танца, но и имел возможность провести с ней больше времени, чем было позволено приличиями при любом другой взаимодействии – отличная возможность завести разговор, признаться в чувствах, приревновать или потребовать объяснений. Многие предложения были сделаны именно во время или после мазурки.
В литературе этот мотив заметен особенно ярко – именно мазурку танцуют вместе герои, которым суждено быть вместе или которые испытывают друг к другу романтический интерес. Так происходит в «Войне и мире», где Денисов, протанцевав на детском балу с Наташей Ростовой мазурку, делает ей предложение. На мазурку приглашает Анну Одинцову влюбленный Аркадий в надежде поближе познакомиться с ней и провести вместе время. Именно приглашения на мазурку ждет от Вронского Кити, но тот выбирает не ее, а Каренину. Мазурка становится и причиной скандала – как в «Затишье» Тургенева или «Евгении Онегине».
Котильон
Котильон – танец закрытия, танцуется обыкновенно после ужина. Символически это последняя возможность для кавалера протанцевать с понравившейся ему дамой. Довольно длительный танец, состоящий по музыке из множества куплетов и припевов, а по движениям – из большого количества различных фигур, разделенных припевом, во время которого исполняется тур вальса или променад.
Изначально котильоном назвалась игра в фанты, сопровождающаяся танцами. Позже элементы изменились, но использование аксессуаров во время танца осталось – это могли быть цветы, ленты, банты, которые раздавались участникам и использовались в фигурах.
Из воспоминаний участников балов:
"После мазурки следовал ужин, по завершении которого начинался котильон. Вносились короба с цветами. Кавалеры подносили букеты своей даме и тем, которых приглашали на бале."
"Во время мазурки и котильона кавалерам раздавались цветы, с которыми они приглашали барышень. Барышням предлагались бантики, с помощью которых они приглашают кавалеров, цепляя им таковой."
Пара замечаний о танцах на балах
"В Москве в начале 20 века после вальса исполняли венгерку, краковяк, падепатинер, падеспань, падекатр. В Петербурге из так называемых мелких танцев предпочитали вальс. Мелкие танцы чередовались с кадрилями."
- Инициатором приглашения на танец обычно был мужчина. Считалось невежливым приглашать даму, с которой вы не знакомы. Для этого в начале или во время бала необходимо было найти общих знакомых, которые могли бы познакомить кавалера со всеми интересующими его дамами. В крайнем случае возможно было представиться самому. Для кадрили, вальса и польки разрешалось представить кавалера перед началом танца. Но котильон и мазурку танцуют только с хорошо знакомой дамой, то есть той, дом которой вы посещаете.
- После окончания танца кавалер должен поинтересоваться у дамы, куда ее отвести – к сопровождающим (родителям, родственникам, подругам) или к буфету.
- Порядок танцев выставляется в различных местах зала, также возможно узнать о нем у бального распорядителя. Дамы обычно записывают танец и имя того, кому они дали согласие на танец, в специальную книжечку – карне или агенд. Считалось неприличным и самолюбивым хвастаться полным, обильно заполненным агендом или кому-либо показывать его, так как это могло расстроить барышень, не пользовавшихся на балу особой популярностью. Агенд – вещь интимная, служащая напоминанием барышне и спасающая ее от неприятных недоразумений.
- Так, крайне неблагорассудно давать согласие на один и тот же танец двум партнерам. Это может привести к неловкости и ссоре, а иногда и закончиться дуэлью (именно эта ситуация произошла в повести «Затишье»).
- Дама имеет право отказать кавалеру в танце, но для этого должна быть веская причина – танец уже обещан другому или дама сильно устала, но тогда очень невежливо сразу же соглашаться на приглашение на тот же танец, но от другого партнера. Отказав из-за усталости, следует пропустить этот танец.
- Стоит воздерживаться от соблазна танцевать весь вечер с одной партнершей. Одного или двух танцев достаточно, три танца вместе позволено танцевать лишь объявленным жениху и невесте (здесь ошиблась Ольга Ларина, протанцевав с Онегиным вальс, мазурку и обещав котильон, будучи при этом невестой Ленского). Более строгое негласное правило гласило: не танцевать больше одного из 5 главных танцев с одной и той же барышней. Также стоит избегать танцевать на двух балах подряд мазурку с одной партнершей.
- Супруги обычно не танцуют друг с другом. Единственное исключение – танец открытия.
В этой статье мы постарались насколько можно подробно рассказать о танцах, которые танцевались на балах 18-ого и 19-ого веков, а также о правилах, действующих на этих балах. Надеемся, теперь бальный церемониал стал вам чуть понятнее, а обилие упоминаний различных танцев больше не кружит голову. Балы и их описания часто встречаются в литературе и кино и теперь, зная эту информацию, вы сможете более точно понимать авторский замысел и полнее насладиться этими произведениями.