- Как Церковь относится к людям, решившим перейти в иную религиозную конфессию?
- И если Православный христианин обращается в иную веру, кем стоит его считать?
- Достоин ли он осуждения, или же, напротив, к нему надлежит отнестись со снисхождением и пониманием?
Ответ на эти вопросы даёт Московский священнослужитель, Отец Андрей:
«...Как мы должны относиться к человеку, фактически отвергшему Православную веру? Но, с другой стороны, может этот человек и не знал истинного Православия? Как же такое может быть? Ведь он наверняка имел крёстных и родителей, которые должны были привить ему любовь к вере…
Да и сам человек, прежде чем отрекаться, должен хотя бы попытаться познать свою веру. А то ведь нередко такое случается - живут люди спокойно, зная о том, что в детстве их крестили, и доживают лет до тридцати.
При этом по-настоящему верующими их назвать нельзя - в Храм они ходят редко, да и то скорее для того, чтобы посмотреть, что там делается. Библию не читают, молятся изредка, и то - когда «прижмёт». Им все эти «христианские штучки» особенно не интересны - зачем они нужны, если и без них вполне себе неплохо живётся?
Вот такие вот они христиане. И тут вдруг им встречается какой-нибудь проповедник - например, протестантский, - и говорит:
«А не хотите ли Вы узнать больше о нашей вере? Приходите туда-то сегодня вечером, будет очень интересно».
И такие люди задумываются:
«А почему бы не сходить? Вечер всё равно свободен, а так хоть какое-то занятие. Всё веселее, чем дома скучать».
И идут. Один раз, второй, третий… И тут вдруг раз - и понимают, что они, оказывается, христиане! Только не Православные, а протестанты.
И мыслят теперь так:
«Как хорошо, что нам повстречался этот проповедник! Мы ведь до этого о Христе ничего не знали и не понимали. А теперь, отказавшись от Православия, мы обрели истинную веру!».
И в такой момент очень хочется спросить у такого человека: ты ведь ничего не знал о Православной вере, и, в таком случае, от чего же именно ты отказался и отрёкся? И ведь отрёкся ты от неё, на самом деле, уже очень давно - с тех самых пор, когда решил не ходить в Храм, не изучать Библию и не возносить молитв…
И ведь Православие в нашей стране - это не только религия, в которую нас обращают с малых лет, но и культурно-образующий элемент Российского государства. Это - основа, вокруг которой и образовалось это самое государство. И образовывалось оно не один век.
Конечно же, всякое в нашей истории было: и дурное, и хорошее, и громкие победы, и поражения. Но задумайтесь о другом: если бы не Православие, просуществовало бы Российское государство так долго?
И смогло бы оно раскинуться на такие громадные территории? И Православие, в данном случае - это не просто что-то, существующее параллельно нашей истории, но её идейный стержень, её опора.
Я всем сердцем жалею таких людей, ведь они обладали поистине великим богатством - Спасительной верой. Однако это богатство ничего для них не значило, и они со спокойной душой променяли его на фантик - блестящий, привлекательный и красивый, но всё-таки фантик».
Однако иногда человек, обращённый из Православия в иную веру, жалеет о принятом решении. Что же ему делать в таком случае? Может ли он вновь стать Православным или за эту ошибку придётся расплачиваться всю оставшуюся жизнь?
«У соседа трава зеленее… И вера интереснее!»
Формализм уничтожает всё, и даже веру. Мы можем принадлежать к Церкви, участвовать в Святых Таинствах, но делать это без души, «на автомате». И, разумеется, ни о каком Спасении в таком случае не может идти и речи. Такая вера ничего не стоит.
И тогда отречься от неё становится очень просто, ведь подтолкнуть на это сомневающегося человека может любое событие. Вот, к примеру, он влюбляется в девушку, исповедующую иную религию. Или заводит крепкую дружбу с иноверцами, склоняющими его в свою конфессию. Или же обижается на батюшку за то, что тот слишком долго и нудно его наставлял.
Тут и появляются мысли:
«Вот обращусь в другую веру и всё станет хорошо - там и требуют меньше, и строгости такой нет».
И действительно обращается.
Поначалу кажется, что всё и правда хорошо - жить стало легче, а походы в новую Церковь доставляют радость. Однако через время сердце отчего-то начинает щемить - оно тоскует по Спасителю и Православным традициям. Тут человек задумывается о том, как ему следует поступить. Есть ли у него надежда на воссоединение с Христом? И, если так, то что для этого нужно сделать?
Долгожданное возвращение домой
Зерно единожды оказывается в земле, однако прорасти может лишь спустя много лет. Так и Православный человек - только со временем он может прийти к покаянию и признаться себе в том, что совершил большую ошибку.
Но матери всегда с нетерпением ждут собственных сыновей из дальних и продолжительных командировок. Церковь никогда не отвергнет собственное чадо, даже если оно серьёзно провинилось.
К Православной вере можно вернуться, от всего сердца Покаявшись. После этого над провинившимся христианином читаются разрешительные молитвы, во время которых священнослужитель просит у Господа дозволения о возвращении этого человека в Православие, о его примирении и возвращении в Святую Церковь.
Если Вы оказались в подобной ситуации, ни в коем случае не унывайте и не отчаивайтесь. Божье прощение гораздо сильнее и значительнее любого прегрешения или порока. Снова проходить через Таинство Крещения в данном случае не нужно. К Крещению мы прикасаемся лишь единожды, однако некое упражнение для духа - то есть епитимью, - от батюшки понести необходимо.
Кроме того, священнослужитель поможет Вам установить для себя посильное молитвенное правило и посоветует, какие именно труды Святых Вам нужно будет изучить.
Путь нового обретения веры будет непростым - нечистые будут насылать искушения и соблазны, надеясь переубедить и обмануть Вас. Но боятся этого не нужно - Бог обязательно поможет Вам и не позволит поддаться лукавым наущениям.
Вспомните о том, что Спаситель даровал прощение Апостолу Петру, трижды от Него отрекавшегося. А потому, будьте уверены - Он не отвергнет и Вас.
Читайте еще: