Приятно осознавать, что первый крупный праздник нового года это World Beatles Day или Всемирный день The Beatles, который по решению ЮНЕСКО с 2001 г. отмечается именно 16 января. Потому сегодня все будут говорить об этих четырех простых ливерпульских парнях ставших легендами. Не останемся в стороне и мы, тем более, что в этот день в прошлом году я обещал рассказать про книгу «Антология The Beatles». И потому с удовольствием исполню своё обещание.
Вообще эта книга являлась частью уникального одноименного проекта, запущенном в 1995 г. Главной его частью являлся тройной альбом Anthology (вторая и третья часть вышли в 1996 г.). Можно сказать, что он состоял целиком из нового музыкального материала группы. В него были включены различные студийные дубли и выступления на радио. При этом даже известные песни звучали абсолютно по-новому. Но главным было то, что Пол, Джордж и Ринго решились на эксперимент: они взяли неизвестные песни Джона, наложили на них свои инструментальные партии, сделав их тем самым настоящими «битловскими». Одновременно с этим по телевидению был показан документальный сериал, в котором опять-таки Пол, Джордж, Ринго и имевшие самое прямое отношение к группе люди подробно рассказывали о своём детстве, появлении легендарной группы и таком явлении как «битломания». Именно эти интервью легли в основу книги, которая и была выпущена в 2000 г.
Но для того, что бы история, рассказанная в ней была целостной и полной была проделана колоссальная работа для того, что бы выбрать из различных интервью Джона Леннона необходимые цитаты по истории The Beatles и разместить их в соответствующих местах текста. Помимо самих битлов в книге так же представлены интервью тех, кто был с группой с самого начала и до конца администратора Нила Аспиналла, продюсера Джорджа Мартина и пресс-агента Дерека Тейлора. Но их было все-таки не очень много и нужны они были исключительно для того, что бы подтвердит то, что уже сказали битлы. Ни каких комментариев и дополнений – исключительно прямая речь. Это и сделало книгу уникальной и непревзойденной.
Кроме того, в книге было просто уникальное количество фотографий, большая часть из которых в тот момент публиковалась впервые. 1200 фото! Это было что-то невероятное! Даже если бы этот 350-страничный фолиант состоял исключительно из них, то уже был бы фантастическим изданием. Уникальная возможность посмотреть на совсем еще юных будущих битлов вместе с родителями, окунуться вместе с ними в атмосферу бурлящего Гамбурга, посмотреть их глазами на публику, увидеть черновые варианты будущих легендарных обложек альбомов, прогуляться по парку в последней фотосессии и много чего еще.
Русскоязычное издание вышло довольно оперативно, уже в 2003 г. Оригинальное оформление было сохранено в полной мере, вплоть до качества бумаги. Были, конечно, небольшие ляпы в переводе, но намного меньше, чем их обычно бывает. К тому же заметно, что переводчик делал всё, что бы сохранить всю уникальность живой речи битлов и их юмор и сарказм, но это удалось довольно слабо. Так что русскоязычные читатели смогли приобщить к книге всего лишь незначительно позже, что не могло не радовать.
Т.е. с внешней подачей все оказалось просто идеально, но вот содержательно книга несколько разочаровала. Эта книга больше подходила для разглядывания, но читать довольно большой по формату фолиант оказалось несколько неудобно. Помню, как я маялся читая эту книгу, не зная как его приспособить так, что бы в полной мере читать и верхнюю и нижнюю часть страницы и при этом не повредить саму книгу.
Но самое удивительно, что книга оказалась довольно утомительной. Порой казалось, что действия в повествовании не происходит ни какого. Почему то мне казалось, что битлы будут дополнять и развивать мысли друг друга, но в результате часто бывало так, что они рассказывали одно и тоже. Может быть, этого эффекта удалось бы избежать, если бы их интервьюировали одновременно. Возможно, даже благодаря совместным воспоминания «всплыло» бы что-то новое. Но раз битлы вспоминали все события по отдельности, то и вышел вроде как единый общий рассказ.
Во многом, этот текст оживляли именно высказывания Джона. Их собирали по различным интервью, многие из них были даны непосредственно сразу после событий, так что они еще были свежи в памяти. Другие высказывания брались из текстов, когда отношение к бывшим коллегам у музыканта было в лучшем случае «прохладное». Потому-то часто они идут в пику тому, что говорят другие. Именно это и оживляло текст книги.
Здесь и возникла главная проблема «Антологии». К моменту её выхода самой популярной группы не существовало уже 30 лет. При этом весь период её существования был тщательно исследован, произведен тщательный музыковедческий анализ всех песен, сложилось определенное отношение к их действиям и высказываниям. Говоря проще был сформирован некий битломанческий канон. Потому от книги, где история рассказывалась непосредственными участниками ожидалось, что они смогу либо развеять некие устоявшиеся мифы, либо дополнить какие-то не до конца ясные места новыми фактами (лично мне очень хотелось прочитать про их ощущения от встречи с Элвисом), либо наконец просто дать свою оценку конкретным событиям. Но ничего этого, в книге нет. Пол, Джордж и Ринго просто повторяли всё то, что можно было прочитать практически в любой книге, посвященной The Beatles не сильно углубляясь в детали и собственные воспоминания. Да, иногда в их воспоминаниях все-таки проскакивают противоречия, но в этих случаях они дипломатично отмалчиваются. Тем самым, они сами цементировали всю битловскую каноничность, подчеркивая, что именно такой является история группы.
Конечно, может быть наивно было ожидать от книги ответа на вопрос, кто первым распространил слух о том, что Пол Маккартни умер и его место в группе занял двойник. Или что музыканты будучи на тот момент трезвенниками, вегетарианцами и примерными семьянинами расскажут про употребление наркотиков и свои сексуальные приключения. Даже вопрос про курение марихуаны перед получение орденов от королевы словно бы повисает в воздухе. Как и другой: почему же всё-таки распались The Beatles?
Наверное, это особенности человеческой памяти. Работая над «Антологией» Маккартни, Харрисону и Старру хотелось вновь вернуться в то незабвенное время, почувствовать себя единой командой. Именно такое настроение им и нужно было, что бы вновь начать совместную запись. И для этого был нужен Леннон не голосом на пленке, а как составная часть группы. Наверное, пройдясь по основным событиям совместной истории, они смогли все-таки возродить эти ощущения. Ведь не даром и песни тогда у них получились шедевральными. А книга, несмотря на недочёты оставляет после прочтения довольно светлое и позитивное ощущение. При чем это ощущение на последних страницах наиболее четко сумел сформулировать обычно немногословный Ринго: «Мы, все четверо, были по-настоящему близки… Я любил этих ребят».
Это как раз то, что «Антология» смогла показать самым лучшим образом. The Beatles были не просто музыкальной группой, они были настолько едины, что у них был единый дух, что и позволял им делать из каждой песни настоящий шедевр. Каждый из них вкладывался в совместное творчество целиком. Потому даже спустя столько лет они звучат свежо и актуально. Всё, что связано с ними будь-то неизвестные ранее документальные кадры или «новая» песня (пусть и доработанная искусственным интеллектом) становится событием. Это потому, что дух The Beatles всегда незримо витает над нами и их частичка живет в каждом из нас. И что бы всем нам стать немного лучше и чуть добрее давайте слушать их песни как можно чаще.