Шторм на рынке недвижимости
Не так давно я писал про недвижимость в Китае и что не всё так однозначно.С одной стороны, после принятия законов, регулирующих продажу жилья – квартира стала более доступна рядовому китайцу. С другой стороны – непомерно раздутые строительные кампании страны резко теряют прибыль.
В частности, сразу после начала регуляции законов о недвижимости в 2018 цены на акции China Evergrande Group, которую основал один Hui, начали постепенное снижение. Об этом вы можете прочитать в любом углу западной прессы. Однако основная проблема китайского правительства с этой компанией не в том, что на фоне нездорового роста рынка недвижимости 2015-2017 годов, компания набрала кредитов, в надежде их окупить, а в том, что попытка исправить рынок – сломала схему компании, очень похожую на пирамиду.
Из статьи про квартиры: в 2018 Китай начал запрещать богатым китайцам иметь более 1 квартиры на человека в городе, на фоне схем, когда люди скупали по 50 квартир в новом инвестиционном районе и сдавали их приезжим рабочим.
Обратная сторона этой медали – компании, которые берут минимум кредитов. Как правило они начинают строительство на свои средства, постепенно продают квартиры в строящемся доме и завершают уже на эти деньги. Но иногда что-то идет не так: или квартиры не покупают, или экстренные ситуации, или просто сбегают с деньгами, – все это Россия проходила в 00-х годах, когда появилось много «кинутых» дольщиков.
Помимо того, что одни люди не получают квартиры, другие – не довольны, что они дешевеют. Снижение цен в некоторых районах на столько заметно, что часть китайцев купивших квартиры в ипотеку до 2018 года, сейчас должны банку больше, чем стоит их квартира, и это учитывая, что был первоначальный взнос 25-30%. Вот ресурс, где можно отследить изменение цен китайской недвижимости.
Обо всем вышесказанном крайне мало можно найти информацию в СМИ материкового Китая, больше всего ей заинтересованы в США и очень редко издания Гонконга, в частности South China Morning Post делала по этому поводу свой репортаж (ролик на английском языке, рекомендую использовать яндекс браузер со встроенным переводчиком видео, если не понимаете оригинал)
Дешевые автомобили
2023 год начался с того, что некоторые производители электрокаров начали снижать цены. Обыватель, увидит в этом сплошные плюсы: дешево – это же хорошо! Однако человек занимающийся производством или продажами начнет искать подвох.
Дело в том, что после душных 2020-2021 годов взаперти, многие решили, что путешествия и любые передвижения – это круто. На фоне этих мыслей и активного пиара электрокаров люди кинулись их скупать. Ну а производители рады были им услужить. В результате чего в 2022 году произошел бум производства, например в Сиане.
Что на фоне кризиса в Европе и проблем с Японией, из-за Тайваня и США (да и чо они там?!) привело к частичному вытеснению с рынка сторонних брендов.
Плохо, что ли? Хорошо!
Еще более дешевые автомобили!
Основным компонентом и проблемой электрокаров является батарея. Большинство батарей в мире– литиевые. И в разрезе последних нескольких лет и событий с электроникой, литий тоже прошел довольной интересные приключения.
В 2020 году, в пик спроса на электронику для удаленной работы, и после 2021 года, когда все начали делать авто, литий захотели купить все! И как результат – к началу 2022 года цена на различные производные этого металла взлетает более чем в 5 раз, по сравнению с 2020 годом. И это не мешает автопроизводителям развиваться.
На фоне такой цены появляются желающие увеличить добычу и заполнить рынок, как Россия например
Логичным следствием стало заполнение рынка и последующим снижением цены более чем в 2 раза в 2023 году. Как итог мы имеем удешевление основного компонента автомобиля и соответственно возможности для увеличения объемов – что и произошло.
Логичный итог
Кризис перепроизводства ударил к концу 2023 года, даже с учетом того, что Китай значительно увеличил экспорт. Чтобы машины быстрее продавались – приходиться снижать цены везде!
В дополнение к этому возникла та же проблема, что и с жильем: дилеры покупают машины, с расчетом, что их купят больше людей, чем в прошлом году (основной принцип бизнеса – рост и работа на перспективу), однако все кто хотел – уже купили.
Дополнительная проблема пришла от незаселенных новых районов. Если раньше дилеры могли закупить машины на перспективу, которые постоят 1-2 года, пока новый район заселяется, а потом раскупят.
Проблема в том, что раньше люди приезжали в арендную квартиру, за небольшую плату, то сейчас чаще приходиться покупать это жилье, если вообще туда кто-то едет. Как итог – нет денег на автомобиль. И дилеры начали ощущать проблемы, от таких «перспектив» (к сожалению источников в китайском сегменте сети найти не удалось, но в западном – есть, однако там проблема, скорее всего, преувеличена)
Дешевеют люди!
Не так давно 北京师范大学 (Пекинский Педагогический Университет), имеющий различные связи с Гонконгом и США, опубликовал «Отчет о распределением доходов». В котором указано, что 40% людей в Китае живут на сумму менее чем 1000 юаней (12000 рублей). И это понесли другие СМИ, без какого-либо пояснения, а оно нужно!
Для начала в самом отчете указано, что это доход на человека в семье: из 4 человек, только один работает и получает 4000, значит доход на 1 человека 1000 юаней. Но это не главное.
Чуть более важно понимать для кого и под чьим руководством делался этот отчет и как считался? Для кого – уже казано выше, пусть и не финансово (а может и финансово) университет заинтересован в сохранении тех отношений, которые у него есть, значит – не будет расстраивать партнеров.
Но самое главное – как обрабатывались данные для этого отчета? И тут все встает на свои места. В этом же отчете, в предпоследнем абзаце сказано: отчет составлен на основе опроса 70000 жителей – на этом можно было и закончить. Очень хочется напомнить анекдот про длину, где у одних длиннее, чем у вторых, правда у первых спрашивали, а у вторых – замеряли. Собственно та же ситуация тут.
Так что если кто-то все еще думает, что можно привезти в Россию «дешевую китайскую рабочую силу» – разочарую, средний уровень зарплаты там примерно в 2 раза выше, чем в РФ. Можно спросить у википедии, которая одинаково не любит ни нас, ни китайцев.