Я успела закончить очередной рассказ, а вы успеете его прочитать уже в день наступившего Старого Нового 2024-ого года! Примите наши поздравления!
Тем, кто считает обыденностью из года в год поедать оливье у зимнего праздничного стола, посвящается этот рассказ.
Мало - взять и нарушить! Взять – и отступить от традиции! Для этого должна быть уважительная и очень весомая причина с гарантией, что о принятом спонтанно решении не придется впоследствии пожалеть!
Вступление в завершающий акт первой истории любви
Но кто может дать такую гарантию? Так рассуждала я 1 января 2019 года, когда фуникулер вознес нас с мужем на господствующий над европейским городом холм с замком-крепостью Хоэнзальцбург.
Я все время искала ту амбразуру или зарешёченное окошко, из которого заточенный в келью и обреченный на смерть герой этой истории мог ежедневно видеть свой изысканный подарок возлюбленной, но ему не суждено было никогда больше увидеть ни ее саму, ни их десятерых детей. А возлюбленная до самой своей смерти не снимала траурных вдовьих одежд.
На стене своего узилища он оставил надпись:
«Amor est principium doloris»/«Любовь есть начало страдания»
Первая история любви и ее отсвет в современности
Перенесемся на крыльях любви в XVI век и заглянем в век XVII вместе со всеми, кого вдохновила и вот уже на протяжении пяти веков продолжает трогать история этой влюбленной пары.
Ни в одном городе мира вы не увидите такого количества замочков – символа, скрепляющего семейные союзы.
Ни в одном зале бракосочетаний не существует очереди на несколько лет вперед среди тех, кто именно во дворце, подаренном героем в ознаменование двадцатилетнего союза с избранницей, пожелал соединить свои судьбы.
Герои первой истории
Итак, его звали Вольф Дитрих фон Райтенау. Младшему сыну из небогатой дворянской семьи была предназначена стезя духовного служения. Благодаря своему напористому характеру, неутомимым стараниям и преданности власть предержащим, он получал одну за другой высокие выборные должности. Через несколько лет он стал бессменным духовным лицом, которому также принадлежала вся полнота светской власти в городе, распоряжающимся несметными богатствами, которые давала торговля солью – «белым золотом». По свидетельству биографов, Вольфа Дитриха отличала также особая внешняя привлекательность. В совокупности с физической красотой и вследствие его высокого положения в обществе он никогда не испытывал недостатка в женском внимании и привык не получать отказа. От нежелательных отношений или их последствий и преследования со стороны оскорбленных особ женского пола он был надежно защищен обетом безбрачия.
Для него всякие новые отношения начинались, развивались и заканчивались по установившемуся и ставшему привычным порядку.
Пока однажды после городского бала зеленоглазая и золотоволосая горожанка лет шестнадцати от роду, дочь состоятельного семейства, по обычаю, не получила приглашение сесть в карету и последовать за ним. Звали ее Саломея Альт. С той ночи ее нога никогда больше не переступила порога родного дома.
Виной тому не послужили очередные проделки «Синей Бороды» в обличии духовного лица. Вольф Дитрих фон Райтенау обладал незаурядным умом, но в то же время имел характер непредсказуемый и гневливый. Он был беспощаден к врагам католической церкви. Только находясь рядом с Саломеей, он затихал и был готов вкушать все радости бытия.
Виной тому не послужили также чары или козни ведьмы, привязавшей к своему подолу богатого избранника своим приворотным зельем. История донесла только один рецепт сладкого пирога, под названием зальцбургский нокерльн (клецки), который символизирует три холма: Мюнхсберг, Капуцинерберг и Гайсберг, - окружающие Зальцбург.
«Сладкий, как любовь и нежный, как поцелуй...», Nockerln стал иконой австрийской кухни. Его изобретение потомки связывают с именем Саломеи. С XVII века австрийские хозяйки подают к столу этот пирог, дополнением к которому служат сливки и ванильный соус.
Подарок Саломеи возлюбленному
Рецепт
Ингредиенты
- яйца - 5 шт.;
- сахарная пудра - 4 ст. л.;
- мука - 1 ч. л.;
- цедра лимона;
- молоко - 2 ст. л.;
- ванильный сахар - 1 ч.л.;
- сливочное масло - 3 ст. л.
Ингредиенты для сиропа
- 50 г малины (или других ягод);
- 40 мл сливок;
- 10 г сахара.
Порядок приготовления
- Яйца хорошо охладить и отделить белки от желтков.
- Белки взбить с помощью миксера с тремя столовыми ложками сахарной пудры до устойчивой пены.
- Желтки взбить отдельно.
- Ввести взбитые желтки в смесь белков, добавить сверху просеянную муку и цедру лимона, аккуратно перемешав.
- Сливочное масло слегка разогреть, добавив столовую ложку сахарной пудры, ванильный сахар, молоко.
- Приготовить смесь для заливки, прогрев ее до жидкого состояния.
- Жаропрочную керамическую форму для выпекания смазать сливочным маслом.
- Отсадить в нее из кондитерского мешка яичную смесь.
- Выпекать 15-20 мин. при температуре 200 С до золотисто-коричневого цвета.
- За 5-7 минут до окончания выпекания вдоль бортиков жаропрочной формы влить, равномерно распределив смесь для заливки.
Подавать горячим, посыпав сверху сахарной пудрой с ягодным сиропом, взбитыми сливками или ванильным соусом.
Дары Вольфа Дитриха возлюбленной
Долгую совместную жизнь Вольфа Дитриха и Саломеи омрачало только одно обстоятельство – невозможность соединиться узами законного брака. Неоднократно архиепископ обращался в Рим с прошением о снятии целибата, но получал отказ. Преуспел он только в признании законнорожденными всех выживших пятнадцати детей, родившихся за 25 лет такого супружества, дав каждому финансовое обеспечение.
Выхлопотал он и дворянский титул для возлюбленной, построив за пределами Старого города и подарив ей замок с прекрасным садом, получивший имя Альтенау.
Во дворце широкая мраморная лестница сверху донизу украшена фигурками ангелочков. Знатоки находят в них сходство с малышами Саломеи и Вольфа Дитриха.
Сохранившийся до наших дней богато украшенный Мраморный зал служит для официальных церемоний. В нем также выступают знаменитые ансамбли камерной музыки.
Саломею фон Альтенау принимали во всех домах местной знати. Она свято верила в законность их тайного венчания с возлюбленным.
Его сердце смягчалось в присутствии Саломеи, а свидетельством угрызений совести стала скульптура Святой Сусанны, установленная в парке замка и названная «Сусанна в купели»:
Согласно Ветхому завету, Сусанна была ложно обвинена старцами в прелюбодеянии. Имя ее было опозорено, и ей грозила неминуемая смерть. Спасение от наказания пришло, благодаря мудрому вмешательству пророка Даниила.
«Кто сам без греха – пусть первым кинет в нее камень!»
Образ был навеян, а лицо было вылеплено с оригинала, которому была отдана вся без остатка любовь Вольфа Дитриха. Такой на всю жизнь представала она его влюбленным глазам.
Есть в парке и другая скульптура, более поздняя. В ней запечатлены реальные черты хозяйки дворца.
Череда лет, завершившихся трагедией
У них было богатство, почести, веселая и счастливая жизнь. Но самое главное - их соединяла взаимная любовь.
О них можно было бы, как в сказке, закончить рассказ: жили долго, счастливо и умерли в один день!
Но этого не случилось. Враги архиепископа, а их было много, не дремали. Гонения возглавил близкий родственник архиепископа, хитрый и коварный Маркус Ситикус. И одержал победу, которую вожделел в течение многих лет. Вольф Дитрих был заточен сначала в одну крепость, из которой пытался совершить побег, но потерпел неудачу. Тогда его перевели в неприступный Хоэнзальцбург. Там его настигла смерть. Он дожил до 60-ти лет, из которых 7 последних провел в заточении.
Саломея вместе с детьми была изгнана из Зальцбурга с указанием больше никогда там не появляться. Она прожила вдали от любимого 30 долгих лет.
Маркус Ситикус поселился во дворце Альтенау, сделав его своей епископской резиденцией и переименовав в Мирабель.
История замка и парка Мирабель в наши дни
Дворец в 1818 году претерпел большие разрушения в результате пожара. Сохранились в первозданном виде только Мраморный зал и лестница с ангелами.
Впоследствии он был восстановлен, а парк превращен в подлинную жемчужину садово-паркового искусства, который многие сравнивают и называют малым Версалем.
В настоящее время доступ во дворец и парк Мирабель свободен в часы, когда не проходят торжественные церемонии регистрации актов гражданского состояния.
Мы, давно перешагнувшие через «серебряный юбилей» брака, не претендовали на его скрепление в стенах знаменитого дворца. Также не имели намерений вешать скрепляющий его замочек на перилах моста. Но поспешили отведать нокернль.
Атмосфера в зимнем парке Мирабель навевала грусть, что так соответствовало печальному концу истории любви героев.
Несколько дней спустя мы попрощались с Зальцбургом, но навсегда сохранили в памяти события тех новогодних дней:
и картины мест, запечатлевших в камне историю двух сердец.
Я снова приглашаю вас Австрию и в Зальцбург в период летнего цветения, столь отвечающий следующей истории любви со счастливым концом!