6,8K подписчиков

Капитан. Возвращение

568 прочитали
Душевные метания, традиции и «ликбез» на прощание На вертолётной площадке нас встречали командиры рот и офицеры управления во главе с замполитом батальона капитаном Бабковым.

Душевные метания, традиции и «ликбез» на прощание

На вертолётной площадке нас встречали командиры рот и офицеры управления во главе с замполитом батальона капитаном Бабковым. Валентин только месяц назад прибыл по замене, но быстро освоился и как-то незаметно, без эксцессов, влился в коллектив. Мне по душе пришлась его "спокойная" принципиальность. Причём в первую голову по отношению к самому себе. А это качество не только ценное, но и довольно редкое. Ведь мы часто предъявляем к окружающим повышенные требования, но позволяем себе послабления, считая это нормальным, вполне естественным явлением. Дескать, по штату положено. Как говорится, в чужом глазу…

Дождавшись, когда борттехник откроет сдвижную дверь и установит лестницу, я кивнул попутчикам, приглашая их следовать за мной на площадку. На мгновение солнце ослепило меня, и я вдруг понял, что майор по имени Равиль был прав, говоря об обратном отсчёте моих внутренних часов. Сердце внезапно сжалось от непонятной и, очевидно, неуместной тоски, но уже в следующую секунду я оказался в крепких объятиях Борисыча, начальника штаба:

- Ну ты даёшь, командир! Улетал в неизвестность, а вернулся с такими, не в обиду сказано, «подарками»! Да мы тут все чутка не рехнулись, узнамши.

Бабков, привычно-скромно стоящий в стороне, негромко добавил:

- Мы тут все переживали, гадали, к чему такая срочность? Все варианты обсудили. Так и не угадали. А как угадаешь? Дела начальства и кадров неисповедимы.

Освободившись от объятий начштаба, я оглянулся на заменщиков: «подарки» синхронно переминались с ноги на ногу, ожидая развития событий. Представив сослуживцам новых начальника штаба и командира четвёртой роты, я, стараясь сохранить бесстрастное лицо, сказал слегка дрогнувшим голосом:

- А это мой заменщик. Майор Белов Сергей Фёдорович. Прошу любить и жаловать. До возращения Владимира Андреевича он будет исполнять обязанности командира батальона.

Неловкую паузу разрядил Борисыч. Взяв в руки поклажу своего преемника, он бодрым голосом провозгласил:

- Товарищи офицеры, прошу следовать за мной. Баня протоплена, места проживания подготовлены. Дело за малым: вечером отметить ваше прибытие. - Кинув на меня вопросительный взгляд, поспешил добавить. - Если, конечно, нынешний командир не против. Впрочем, не думаю, что традиции должны прерываться.

Я молча кивнул, и народ послушно двинулся вслед за неунывающим Борисычем.

***

Пять дней, которые дал нам командир бригады для передачи должностей, пролетели очень быстро. Формально комбату достаточно собрать рапорта командиров подразделений и на их основе составить свой на имя командира бригады, и дело, считай, сделано. Но мне не хотелось подходить к вопросу, как говорится, для проформы. Наоборот, я хотел полностью, насколько это возможно, ввести Сергея в курс дела. Мы объехали с ним все заставы, где он смог ознакомиться с задачами подразделений, а также с условиями быта и снабжения личного состава. Несмотря на показной флегматизм, заменщик оказался весьма дотошным парнем, стараясь докопаться до мелочей и вникнуть в самую суть любого вопроса. Уже через три дня я вдруг стал испытывать чувство ненужности. Я понимал, что всё идёт своим чередом, в давным-давно сложившемся порядке, но с каждой часом разрыв между мной и батальонной жизнью увеличивался, и мне казалось, что я превращаюсь во льдину, оторвавшуюся от необъятного материкового ледника. Как мог, старался побороть глупую, болезненную ревность, разъедающую мою душу. Но с каждым днём это было делать всё труднее и труднее. Наверное, мне как-то удавалось сохранять внешнее спокойствие. По крайней мере никто из сослуживцев не задавал вопросов по поводу моего состояния. Хотя, быть может, они просто щадили моё самолюбие.

***

На пятый день я познакомил Сергея с начальником местного отделения ХАД - службы государственной безопасности ДРА и офицерами группы наших военных советников, проживающих на окраине провинциальной столицы. По дороге в расположение батальона Сергей, снисходительно усмехнувшись, спросил, не срывая скептической иронии:

- А зачем тебе нужно было контактировать с местной безопасностью и, тем более, с советниками? У батальона ведь совершенно другая задача. Мне кажется, что это пустая трата времени. Пожалуй, я пересмотрю эту практику. Дел и в батальоне невпроворот.

Я, сдержав раздражение, пожал плечами:

- Не собираюсь читать тебе лекции о политике. Сам не шибко силён. Но обязан напомнить, что в задачу батальона входит обеспечение мирной жизни мирного населения. Собственно, для этого наши войска в Афганистан и вошли. Забудь про лозунги и «высокие» слова. На самом деле всё так и есть. Не скрою, это непростая задача, а без надёжных источников информации вообще практически невыполнимая. Хадовцы и наши советники как раз такими источниками и являются. Только вот с первыми надо быть предельно осторожными. Сведения от них нужно тщательно анализировать и фильтровать. Были моменты, когда мне казалось, что эти ребята работают на обе стороны. Думаю, что ты очень скоро согласишься с моими словами. Не обессудь, Фёдорыч. Я в первую очередь имею ввиду вступительную часть политликбеза.

Сергей скептически усмехнулся:

- Ты какой-то чересчур правильный. Даже не по себе.

- Мы не в Союзе. Здесь война, а не ученья с боевой стрельбой. Да и перебесился я в училище. Пару раз даже отчислить хотели. Считай, что грехи молодости замаливаю.

- Ну и как? Получилось?

- Не мне решать.

Белов снова усмехнулся, подумал и вдруг спросил совершенно не к месту:

- Слушай, как ты думаешь, штатный комбат скоро вернётся? У него не будет ко мне претензий?

Я удивился вопросу, но ответил довольно спокойно:

- Дня через три, наверное. Может быть, мы с ним ещё в Кабуле или Ташкенте пересечёмся. Но это уже целиком и полностью от обстоятельств зависит. А насчёт Андреича не переживай. Он мужик настоящий. Со своими заворотами, конечно, но понимающий. Поверь, у него есть чему поучиться.

Майор кивнул:

- На сегодня всё? Или ещё что-то предстоит? Ты не думай, я готов и к губернатору провинции наведаться. С меня не убудет. Даже интересно, как живут местные партийные боссы. Будет о чём рассказывать мужикам в гаражах после замены.

Я улыбнулся:

- Сегодня вечером нам предстоит главное мероприятие в процессе приёма-передачи должности. Отвальная. Надо отдать должное традициям. Всё равно с Борисычем спорить бесполезно. Он у нас нештатный хранитель. А завтра в полдень мы втроём вылетаем в бригаду. «Обратный отсчёт» должен когда-то закончиться.

Продолжение следует.

Часть 3. https://dzen.ru/media/id/5ec8dc26b0fd9d46fdb0f971/kapitan-vozvrascenie-65a25d2728854c2b1cbdf382

Начало: https://dzen.ru/media/id/5ec8dc26b0fd9d46fdb0f971/kapitan-vozvrascenie-659ab891c8a9ac3755741216

Повести и рассказы «афганского» цикла Николая Шамрина, а также обе книги романа "Баловень" опубликованы на портале "Литрес.ру" https://www.litres.ru/