Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Психоанализ по-французски

Так случилось, что именно французский психоанализ до начала обучения в ВЕИП был для меня белым пятном — возможно, поэтому знакомство с ним стало для меня наиболее удивительным, а сам он кажется максимально диковинным среди других школ и течений. Если говорить о моих чисто субъективных эмоциональных впечатлениях, то он, как, пожалуй, и все французское для меня ассоциируется в первую очередь со свободой и дерзостью, живостью и резкостью, своенравностью и, безусловно, снобизмом. Ну, и весь этот неуловимый, но такой осязаемый французский флер и шарм, само собой.

И для начала стоит отметить, что французского психоанализа как целостного явления не существует, в нем много отдельных ярких личностей, например, таких как Франсуаза Дольто, Андре Грин и, конечно же, Жак Лакан, который является одной из самых ярких фигур в психоанализе вообще. О его идеях, их специфике и прочем французском шике и пойдет речь далее.

Фрейд видел столицей психоанализа Будапешт, но из-за второй мировой войны многие планы были нарушены. Аналитики еврейского происхождения были вынуждены эмигрировать, в итоге центром развития психоанализа оказались США. Следствием этого стала его медикализация (до 80-х годов ХХ в там только врачи имели право практиковать психоанализ, хотя сам Фрейд был против этой идеи) и налет бихевиоризма.

В Британии, куда также эмигрировала часть европейских аналитиков, в том числе Мелани Кляйн, психоанализ обрел свое лицо. Одна из его базовых идей заключается в том, что развитие младенца происходит из-за определенной порции фрустрации, которую достаточно хорошая мать дает ему в нужной мере.

Во Франции же Лакан утверждал, что развитие человеческого субъекта происходит через его желание быть признанным. Когда мать обращает свою речь к даже еще ничего не понимающему младенцу, она уже дает ему это признание. Понятие желания является одним из ключевых для данного дискурса. Как и само понятие дискурса.

Дискурс — это способ рассуждения, форма мысли. Среди лаканистов это слово принято произносить с ударением на последний слог.

Лакан противопоставлял господский (университетский) дискурс и психоаналитический (истерический).

Господский дискурс привычен и типичен для нашего времени, как и для времени Лакана, и проявляется во множестве сфер и отношений. Так в медицине в отношениях врач — пациент существует позиция знающего, которую, естественно, занимает врач, к которому пациент приходит за ответами. Такое положение вещей, как я уже сказала, очень привычно и безопасно, но далеко не всегда работает, следствием чего и стало зарождение психоаналитического дискурса. А началось все с истеричек ХІХ в, с которыми традиционная медицина того времени была бессильна. Чтобы преодолеть паралич, который не имеет физиологических причин, врачу необходимо было отказаться от позиции знающего и дающего ответы и начать слушать пациентку таким образом, чтобы ее вытесненные в бессознательное желания и конфликты смогли прозвучать в этом новом пространстве.

Роль психоаналитика, как говорит лаканист и преподаватель ВЕИП В. А. Мазин, — дать возможность другому говориться. Именно так, не очень благозвучно, потому что говорить должно не только привычное Я, но и таинственное Оно. А бессознательное может быть только расслышано.

Психоаналитик слушает для другого, а не для себя. Он не имеет своего языка и возвращает анализанту те же слова, что слышит. Цель интерпретации — связывание, а не донесение новой информации.

«Слушать» — это в одном из своих значений еще и «подчиняться». Не только в русском языке этот глагол связан со словом «послушание».

Так и сам Лакан заявлял, что его последователи, конечно, могут называть себя лаканистами, но сам он считает себя фрейдистом. А собственную школу назвал «Школой Фрейда».

Еще одна история из жизни Лакана, иллюстрирующая эту его позицию: во время студенческих волнений во Франции Лакану предлагали возглавить революцию, но он отказался со словами, что «Вы снова ищете себе господина».

В лакановском психоанализе позиция аналитика — это отказ от человеческого, то есть от эмпатии, от идеи человеческого блага. Она предполагает колоссальную аскезу. Также сами лаканисты сравнивают роль аналитика с мусорным ведром или позицией мертвого, из которой аналитик дает пространство, чтобы проявилось бессознательное анализанта.

Психоаналитик — это нечеловеческий партнер, он пуст в человеческом смысле.

Лакановский психоанализ нацелен на экзистенциальную трансформацию субъекта.

Здесь, как и завещал Фрейд, клиническая практика совпадает с методом исследования. Таким образом роль анализанта предполагает высочайшую степень активности и заинтересованности в самопознании. По сути анализ совершает сам анализант, а аналитик лишь помогает ему в этом.

Лакановский анализ далек от психотерапии в привычном смысле. Безусловно это занятие не просто не для всех, а в полном смысле этого слова для избранных, как в духовном, так и в материальном плане. Его шарм и привлекательность в контркультурности и возможности глубочайшего самопознания, колоссального внутреннего развития.

Автор: Гуменникова Светлана Петровна
Психолог, Психоаналитически-ориентированный

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru