Домовый храм Архангела Михаила был заложен одновременно с началом строительства Михайловского замка в 1797-м и освящён практически сразу после окончания основных строительных работ в 1800-м. Как и сам замок храм был довольно необычным если не сказать более…
Ровное вытянутое, но не очень большое, помещение «в два света» заполняли четырнадцать гранитных колонн.
Купол имел овальную форму украшенную плафоном созданным Карло Скотти, который был известен хозяину замка по работам для Павловского дворца. Сюжет плафона был весьма не привычен для православного храма - это, мягко говоря, очень своеобразное видение Святой Троицы.
Под куполом размещался тоже совсем не стандартный мраморный пятиугольный иконостас увенчанный вместо привычного креста… чашей.
По периметру купола разместились крошечные «балкончики» с отдельными выходами для членов императорского семейства… «Иконы» кисти преподавателя рисования императорских детей Ивана Акимовича Акимова были конечно ближе к каноническим требованиям, но тоже вызывали вопросы.
При этом известно, что заказчик лично уделял массу времени и внимания каждой детали этого проекта. Случайностей или самостоятельной «авторской фантазии» тут быть просто не могло.
Впрочем, все эти удивительные странности в полной мере отражали особенности запутанного и загадочного мировосприятия «бедного Павла». И современники, и потомки так и не смогли понять подлинных планов и устремлений «последнего рыцаря на троне» оставаясь по сей день в сфере туманных предположений и догадок.
Как известно, после убийства Павла его Замок переделывался под разные нужды множество раз и практически полностью утратил хоть какую-то память о первом хозяине. Но вот что интересно. Судьба конечно коснулось и домовую церковь. Вся ценная утварь и украшения были вывезены из неё сразу. В 1823-м снесли церковные хоры и разделили помещение перекрытием на два этажа разместив на верхнем чертежную Великого князя и будущего императора Николая Павловича (ещё позднее там сделают и третий этаж под отдельный кабинет).
Вместе с тем, основное пространство храма удивительным, и даже мистическим, образом уцелело при всех владельцах, перестройках и переделках, практически в первозданном виде. Именно эти колонны и этот иконостас помнят императора Павла. Второе подобное место сегодня найти во всем замке наверное просто невозможно…
Такая вот короткая история.