Первым российским пленным на войне в Чечне считается подполковник Станислав Крылов - сотрудник управления по борьбе с терроризмом ФСК (предшественницы ФСБ) России.
Причем в плен к боевикам Дудаева офицер попал еще за полгода до начала собственно боевых действий. Аж в августе 1994-го.
Согласно официальным данным, Станислав Крылов был 6 августа 1994-го года направлен в Чечню за сбором разведданных. В республике уже вовсю шли боевые действия между силами чеченской оппозиции и сторонниками Джохара Дудаева. Москве нужно было внимательно следить за стремительно развивавшейся ситуацией.
Станислава Крылова, ехавшего на автомобиле, дудаевцы остановили 24 августа 1994-го года. Примерно в 10 километрах от Грозного. Его машине заблокировали дорогу три дудаевских автомобиля. Офицера вытащили из салона, ему завязали глаза. Представившись "сотрудниками контрразведки Ичкерии", осадили в свою легковушку. И увезли в темный бункер, где "обвинили в шпионаже в пользу России".
Любопытно, что по статье УК России же "шпионаж" предъявили официальные обвинения - своего уголовного кодекса у так называемой Ичкерии на тот момент еще не существовало.
- Меня допрашивали, как говорится, с пристрастием. Не давали еды, подмешивали в воду наркотики, - делился впоследствии сам Крылов. - Все выпытали, мол, правда ли, что в Чечню с целью ликвидировать Дудаева уже едут десять лучших снайперов? "Это не наш метод" только и отвечал я.
Своего участия в прямой работе на ФСК Крылов также отрицал. Мол, в отпуске поехал в Чечню просто на спор с друзьями - посмотреть республику, местные красоты.
Несговорчивому Крылову даже сымитировали расстрел - вывели на улицу с мешком на голове, дали автоматную очередь поверх головы. Доблестный чекист и бровью не повел.
- Тогда пообещали привести в Грозный мою 16-летнюю дочь и устроить у меня на глазах с нею сами понимаете что, - рассказывал Крылов. - В доказательство назвали мой домашний адрес и показали фото дочери. Да уж, работала тогда у Дудаева разведка не хуже нашей...
В конце концов, так ничего не добившись от Крылова, ему просто показали некий список с фамилиями якобы работавших в Чечне российских разведчиков. Потребовали подписать.
- Никого из реальных знакомых мне людей я там не увидел. Видимо это какой-то фальшивый был список, - говорил чекист. - Я его подписал, понимая что никакой гостайны не выдаю.
Что было далее делать с упрямым Крыловым никто в окружении Дудаева по-видимому не знал. По одной из версий, его планировали обменять у Москвы на лидера чеченской оппозиции Умара Автурханова. Однако такое представлялось мало возможным.
Чем же закончилась та история?
Всего через несколько дней Крылов услышал близ своего бункера стрельбу. Следом дверь в его камеру взломали несколько вооруженных людей. Разведчика вновь посадили в машину и вывезли из Чечни в Нальчик. Откуда самолетом доставили прямиком в Москву. Где сам Крылов даже дал небольшую пресс-конференцию, ответив на вопросы журналистов.
Все детали освобождения Станислава Крылова до сих пор остаются покрытыми мраком грифа совершенно секретно. По одной версии, его в результате спецоперации освободили сторонники антидудаевской оппозиции, перебившие охрану. Чтоб значит и мысли насчет Автурханова обмена не было.
По другой версии, освобождения Станислава Крылова добился легендарный криминальный авторитет Сильвестр (Сергей Тимофеев), имевший тогда тесные контакты с Джохаром Дудаевым. По нефтяным делам тесно контачили два бандита.
Помогал Сильвестр по просьбе самих сотрудников ФСК, в обмен предоставивших Сильвестру ценные данные об готовящемся на него покушении со стороны враждебной ОПГ.
Согласно этой версии, дудаевцы сами тайно инсценировали похищение Крылова некими врагами. Чтоб не возникло в Чечне и тени подозрения, будто Дуки сам такого ценного кадра Москве вернул.
Ну а успел ли воспользоваться полученными от ФСК данными сам Сильвестр - вопрос спорный... По воспоминаниям рулившего переговорами полковника Бобинко, авторитет ответил сухо:
- Знаю, что меня хотят устранить, но по-другому. Взрывать скорее всего, собираются. Мы уже готовимся.
Во всяком случае, "Мерседес" Сильвестра реально взлетел на воздух в центре Москвы уже 13 сентября того же самого 1994-го года...