Собственно говоря, небожителями или пришельцами могут считаться все нарты – из сказаний ясно, что нарты и люди являются представителями разных биологических видов, кроме того, если момент прихода нартов на Землю нигде не зафиксирован, то уход их на небо описывается сразу в нескольких текстах.
Однако в «Нартиаде» есть и прямое указание на небесное, космическое происхождение одного из героев. Это главный образ карачаево-балкарской версии эпоса – Ёрюзмек. В осетинских текстах он выступает под именем Урызмага, в адыгских – Озырмеса.
Если генеалогия других нартских героев смутно возводится к богам, к солярным и хтоническим сущностям различного уровня, или умалчивается, то приход Ёрюзмека попросту не предполагает различных толкований: «…Дебет вышел и увидел в небе хвостатую звезду, озарявшую весь мир. Эта звезда… упала очень далеко, между двух огромных гор… Дебет… отправился туда. Через три ночи и три дня он дошёл. Между этими двумя горами всё сгорело и стало черным-черно. Огляделся Дебет и увидел огромную яму, а в середине её – расколовшийся надвое большой синий камень. Внутри его лежал младенец-богатырь. Этот младенец, крепко обхватив шею громадной волчицы, сосал её молоко».
Мотив «младенец, вскормленный молоком волчицы» широко известен в фольклоре самых различных народов. Но столь подробная и однозначная констатация космического, внеземного происхождения эпического героя – уникальна. Что видится особенно показательным – из текста следует, что Ёрюзмек отнюдь не бог. Это представитель некой гуманоидной расы, беззащитный и уязвимый, волей случая оказавшийся на земле в младенческом возрасте.
Эпическая биография Ёрюзмека такова: он вырос, женился на вечно юной ведунье Сатанай, победил врага нартов рыжебородого Фука, стал главой общества, совершил множество подвигов, истребил чудовищ-эмегенов и после всего этого ушёл на небеса, уведя с собою всех нартов. Судя по текстам, он не был наделён сверхестественными качествами, жил и старел, как обычный человек – разве что, отмеченный необычайной силой, мужеством и способностью впадать в аффектные состояния, подобные «ярости берсерка».
Одна из версий толкования его имени – «Ёр юзмек» – очень проста: «Ёр» – «высота, высь», «юзмек» – «обрывок, осколок».